Некоторое время назад, в Высшей Школе Экономики состоялся круглый стол «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», на котором Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин выступил с идеей объединения бедных и богатых субъектов Российской Федерации. По его словам, «нужно укрупнять регионы», поскольку в РФ «есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять».
В качестве примера он привел свой родной Татарстан: «Я вырос в городе Чистополь, это 100 км от Казани. А ровно через 30 км начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет. Вот в муниципальном поселке за счет того, что нефть есть, они не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все - заасфальтировать улицы, водопровод, школы построить. А ровно через 3 км нет ни одной тонны нефти, и жители в городе с населением 60 тыс. живут с бюджетом 1,8 млрд руб. Они что, заложники что ли, что здесь нефть есть, а здесь нету?».
Надо сказать, что эта идея не нова. Она возникла еще в начале 2000-х, когда, столкнувшись с невозможностью контролировать положение во всех 85 регионах страны, власти начали думать, как изменить сложившуюся ситуацию. Тогда же были сделаны и первые шаги в этом направлении: в 2005 – 2008 годах были созданы Пермский, Забайкальский и Камчатские края, в состав Красноярского края вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области.
Получилось по-разному. С одной стороны, создание, скажем Камчатского края, дало хорошие результаты. «С момента объединения в 2007 году Камчатской области и Корякского автономного округа финансирование последнего значительно увеличилось. Рост финансового обеспечения произошел в разы. Например, следующая цифра: до объединения в Корякии было всего 47% специалистов муниципальной службы с высшим образованием, сейчас более 90%», - сообщил в интервью ТАСС министр территориального развития Камчатского края Сергей Лебедев. В Забайкальском крае, наоборот, ничего не изменилось, а стало только хуже. «Люди надеялись, что после объединения их жизнь станет лучше, доходы и социальные гарантии увеличатся, но эти надежды оправдались не в полном объеме, поэтому граждане, особенно жители Агинского округа, не совсем довольны. Одним из показателей является продолжающийся отток населения из Забайкалья», - отмечает председатель краевого парламента Забайкальского края Игорь Лиханов.
После этого, процесс укрупнения был временно приостановлен. Его возобновили только в 2020 году, когда была сделана попытка объединить Архангельскую область и Ненецкий автономный округ, но процесс был прерван, главным образом, из-за начавшихся протестов населения, а также региональных элит: за объединение регионов отказались голосовать девять депутатов от «Единой России» в Собрании депутатов НАО. Поэтому такой вариант укрупнения признали неперспективным.
Все в агломерацию
Столкнувшись с очевидной проблемой, власти, однако не отказались от своей идеи, решив пойти другим путем. Теперь будут создаваться «точки роста» - межрегиональные агломерации. 26 июля, на совещании с главой Санкт-Петербурга Александром Бегловым и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, президент РФ Владимир Путин, фактически дал старт созданию Петербургской агломерации. Оно начнется с объединения транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Здесь проживают у нас более семи миллионов человек, в этом регионе, и вопросы развития транспорта в высшей степени важны», - подчеркнул он. Первоначально кроме Петербургской должно быть создано еще 3 агломерации: Московская, Казанская и Краснодарская, а к 2030 году должна появиться уже 41 агломерация. Как правило, они будут возникать вокруг региональных столиц.
Впервые эту идею высказал в 2017 году глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он предложил создать укрупненные агломерации Екатеринбург - Челябинск - Пермь или Томск - Новосибирск - Барнаул. Три года спустя он же предложил интегрировать Екатеринбург с Пермью и Челябинском.
Основным достоинством этого подхода считается упразднение административных границ вошедших в агломерацию регионов, что сильно облегчит жизнь их жителям: возникнут единые транспортная система, градостроительная политика, социальная и другая инфраструктура. «Объединение в агломерации может активизировать процессы укрупнения регионов и сделать их незаметными и безболезненными для жителей, так как, проживая на одной территории, они будут пользоваться благами другой», - сказал в интервью порталу URA.RU директор компании «Маркком» Сергей Маркелов. Кроме того, в них планируют реализовывать крупные инфраструктурные проекты, доходы от которых позволят увеличить государственный бюджет. Полученные средства можно будет потратить на решение социальных и других проблем.
С другой стороны, создание агломераций может привести к началу оттока населения с периферии —ее жители начнут переезжать в регионы-участники агломераций, где уровень жизни будет выше. «Вымываем людей, на периферии люди не остаются. Россия будет сконцентрирована в агломерациях — это глубочайшая ошибка, которую потом будет сложно исправить», — заявил президент Татарстана Рустам Минниханов на семинаре в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Но эта проблема решается направлением необходимых средств на развитие отдаленных от агломерации территорий.
Укрупняем осторожно
Укрупнение регионов – непростая и неоднозначная идея. По словам пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, «далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время». Есть ее противники и в правящей элите. Так, депутат Государственной Думы от Свердловской области Александр Петров потребовал отставки Марата Хуснуллина после заявлений последнего о необходимости сократить число российских регионов.
Ненужность укрупнения обосновывается тем, что в результате ломки административных границ может произойти ухудшение ситуации в социальной и других сферах. Об этом в интервью ИА REGNUM говорил зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев. «Я категорический противник всех этих пертурбаций, потому что укрупнение регионов ломает ту административную систему управления, которая сегодня сложилась, и под эту систему будут укрупняться и муниципалитеты, и все остальное. Будет сокращаться и медицинское обеспечение, и социальное обеспечение, и так далее», — сказал он.
Тем не менее, очевидно, что у него есть и свои достоинства. Предполагается, что укрупненными регионами станет проще управлять, сократится бюрократический аппарат, увеличится эффективность расходования бюджетных средств, у жителей появится больше возможностей для развития. «Маленький регион, за исключением нефтегазовых, это всегда дотационный регион, они сами не зарабатывают. Когда их присоединяют к крупному региону, соответственно, выравниваются возможности. Теряют чиновники, это правда, но люди получают гораздо больше», - отметил в беседе с РИА Новости политолог Марат Баширов. Крупный регион может ускорить развитие малого, у него для этого гораздо больше средств и возможностей.
Поэтому идея объединения субъектов Федерации уже получила поддержку на федеральном уровне, и в ближайшем будущем она будет реализовываться на практике. Тем более, что ее лоббируют влиятельные элитные группировки: среди таковых аналитики URA.RU называют команду мэра Москвы Сергея Собянина, в которую входят сам Собянин, Марат Хуснуллин, министр экономики России Максим Решетников, полномочный представитель президента в УрФО Владимир Якушев и другие.
При этом необходимо иметь в виду, что делать все нужно осторожно, поскольку бездумное объединение регионов может породить много проблем. «Просто так объединять нельзя, так как у каждого субъекта РФ — своя специфика, у жителей — свой менталитет», - заявил в интервью Regnum.ru якутский политолог Петр Софронов. И это действительно так. Есть риск уничтожения исторических и экономических особенностей объединяемых территорий, возможен рост регионального сепаратизма, особенно в национальных республиках и дальневосточных регионах. Также неизбежно усилится и влияние губернаторов объединенных регионов, что вряд ли может обрадовать федеральную власть.
Ожидается, что этот процесс активизируется после сентябрьских выборов в Государственную Думу. По данным News.ru, возможно объединение Пермского края, Удмуртии и Кировской области. Также возможно включение в состав Нижегородской области Чувашии, Мордовии и (или) Республики Марий Эл. Курганскую область могут объединить с Тюменской областью. Могут быть объединены и другие регионы.
Больше материалов на нашем сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов , а также в телеграмме-канале .