Найти тему
Русский мир.ru

Тени прошлого

В тот год, когда конунг Бьёрн Железнобокий, пограбив Средиземноморье, высадился в Британии, а король западных франков Карл Лысый спешно возводил на своей земле укрепления для защиты от викингов, ильменские словене, кривичи, меря и чудь призвали из-за моря трех варяжских князей – Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно «Повести временных лет», именно с этого, 862 года отсчитывается основание русской государственности.

Текст: Лада Клокова, фото: Александр Бурый

«В Западной Европе выходцы из Скандинавии наводили ужас на обитателей городов и монастырей. А на территории Древней Руси они сыграли совершенно иную роль, можно сказать, конструктивную. Изначально это были прежде всего торговцы, прокладывавшие пути на Восток – к арабскому серебру и сокровищам Византийской империи. И заметьте: в Западной Европе скандинавы называли себя викингами, а в Восточной – русью», – говорит ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея (ГИМ), куратор выставки «Викинги. Путь на Восток» Вероника Мурашева.

-2

Директор музея Алексей Левыкин назвал выставку «Викинги. Путь на Восток» одной из самых главных в рамках подготовки к 150-летнему юбилею ГИМа. «Мы работали над ней много лет, – подчеркнул он. – На выставке представлены экспонаты, в том числе найденные специалистами нашего музея при раскопках археологического комплекса «Гнёздово». Среди них есть по-настоящему уникальные памятники, рассказывающие о самых ранних этапах создания и формирования Древнерусского государства и о той роли, которую сыграли в этом процессе выходцы из Скандинавии».

Директор ГИМа Алексей Левыкин и ведущий научный сотрудник отдела археологии Вероника Мурашева
Директор ГИМа Алексей Левыкин и ведущий научный сотрудник отдела археологии Вероника Мурашева

«КТО ЭТОГО НЕ УБОИТСЯ?»

Пожалуй, трудно найти в истории Европы столь же романтизированных персонажей, как викинги. Хотя у западных европейцев, живших в VIII–ХI веках, наше восхищение этими отважными мореплавателями и бесстрашными воинами вызвало бы в лучшем случае недоумение, в худшем – отвращение.

Начало эпохе викингов положил кровавый разгром монастыря Святого Кутберта на крохотном острове Линдисфарн у северо-восточного берега Англии. Это первое зафиксированное в хрониках нападение скандинавов на Западную Европу. В июне 793 года обитель была разграблена и сожжена, монахи убиты или пленены для продажи в рабство. В той бойне непонятным образом уцелело лишь роскошное Евангелие из Линдисфарна – один из лучших образцов иллюминированной средневековой рукописной книги.

Государственный исторический музей готовил выставку несколько лет
Государственный исторический музей готовил выставку несколько лет

Безжалостное уничтожение линдисфарнского монастыря привело современников в ужас. «Доныне в Британии не видели таких зверств, какие мы терпим нынче от рук язычников. Кто мог хотя бы помыслить такое бесчинство? Храм Святого Кутберта – главная святыня Британии – залит кровью служителей Господа, лишен всей утвари, отдан на разграбление поганым... Кто этого не убоится?» – писал в то время англосаксонский богослов и вдохновитель «Каролингского возрождения» Алкуин. Как в воду глядел. Набеги скандинавов на европейские королевства продолжались почти три столетия и приводили в такой трепет жителей, что с конца IX века в церквях постоянно звучала молитва: «И от неистовства норманнов избави нас, Господи!»

Парадный топор-чекан с изображением пронзенного мечом дракона. Х—XI века
Парадный топор-чекан с изображением пронзенного мечом дракона. Х—XI века

Однако поражает в эпохе викингов вовсе не их жестокость и не то завидное постоянство, с каким всё новые и новые отряды скандинавских пиратов обрушивались на западноевропейское побережье. В конце концов бесконечные войны в раннем Средневековье дело обычное. Самое удивительное – это невообразимая по мощности, обширности и длительности экспансия выходцев из Скандинавии. Они захватили побережье Западной Европы и создали колонии в Англии, Шотландии, Франции и Ирландии. В Средиземноморье викинги высаживались в Италии и Северной Африке, а также воевали с Кордовским эмиратом в Испании. Переплыв Черное и Каспийское моря, добрались до Константинополя и Багдада. Они поселились на Фарерах, в Исландии и Гренландии. И первыми из европейцев добрались до Северной Америки.

Во Франции их называли «норманны», в Англии – «датчане», в Ирландии – «финнгалл» и «дубгалл», в Германии – «аскеманны», в Арабском халифате – «аль-маджус». В Византии их звали «варангами» и нанимали для службы в императорской гвардии. А на Руси они были известны как «варяги». И только в самой Скандинавии эти разбойники звались викингами, то есть людьми, уходившими в грабительский набег – «викинг».

Реконструкция курганного погребения в Гнёздове. Х век
Реконструкция курганного погребения в Гнёздове. Х век

Романтизация викингов началась лишь в XIX веке. Тогда же возникли легенды о рогатых шлемах и непобедимости скандинавов, хотя ни первое, ни второе не имеет отношения к действительности. Никаких рогов на шлемах викингов никогда не было. Что же касается серьезных сражений или осад, то викинги не раз терпели поражения, особенно если им противостояла организованная армия, а не безоружные крестьяне и монахи. Коньком викингов был молниеносный набег, а главным козырем – мобильность, которую в немалой степени обеспечивали знаменитые драккары. Эти корабли можно назвать настоящим символом эпохи викингов, воспетым еще скандинавскими скальдами, называвшими драккар «конем волны», «зверем пучины» и даже «скакуном тропы чайки». Так что не случайно посетителей выставки в Государственном историческом музее встречает «магический корабль» – огромный белоснежный макет драккара, несущийся по сине-белым «волнам»...

Реконструкция женского головного убора
Реконструкция женского головного убора

ИЗ ВАРЯГ В РУСЫ

«Это наш первый опыт монографического показа скандинавских древностей, найденных на территории Восточной Европы, – говорит Вероника Мурашева. – На выставке мы постарались воскресить тени прошлого, воссоздать элементы реальной жизни выходцев из Скандинавии – устройство дома, одежду, продемонстрировать высокий уровень развития ремесла и военного дела».

Организаторам выставки это, безусловно, удалось. В одной из витрин реконструирован курган с погребальным инвентарем, раскопанный в Гнёздове, в другой – устроен очаг. На манекенах воссозданы элементы роскошных женских головных уборов, а стены расписаны не только рунами, но и идущими в строю воинами – это увеличенные копии фигур с жертвенных камней шведского острова Готланд. Есть даже и своего рода трогательные экспонаты: в одной из витрин можно увидеть маленькую смоляную лепешечку, найденную археологами в Гнёздове. «Это такая жевательная резинка IX века, – объясняет Вероника Мурашева, которая уже несколько лет руководит раскопками на этом археологическом комплексе. – Кто-то откусил от нее кусочек и выбросил. И на ней остался след от зубов человека, жившего более тысячи лет назад».

Весла и стойка корабельного навеса, украшенная резьбой. Рубеж IX—Х веков
Весла и стойка корабельного навеса, украшенная резьбой. Рубеж IX—Х веков

Как считают историки, на территории будущего Древнерусского государства выходцы из Скандинавии обосновались во второй половине VIII века: к этому времени археологи относят появление таких раннегородских центров, как Альдейгья (Ладога) и Алаборг. В следующем столетии в верхнем течении Волхова основывается Рюриково городище – именно его в скандинавских сагах именуют «Хольмгардом». Исток Волхова был своего рода стратегическим пунктом: здесь брали начало два крупнейших торговых пути – Волжско-Балтийский и Волхово-Днепровский («из варяг в греки»). По ним шла активная торговля: с севера на юг и юго-восток везли меха, мед, воск и рабов. В обратном направлении – роскошные ткани, вина, серебро, стеклянную посуду, украшения, оружие и т.д. В том же, IX веке на пути «из варяг в греки» формируется значительное торговое поселение, известное сегодня как археологический комплекс «Гнёздово» (Смоленский район). Раскопки в Гнёздове начались еще в XIX столетии, найденные здесь клады и погребения свидетельствуют о том, что на этой территории совместно жили и славяне, и выходцы из Скандинавии.

Мечи, найденные археологами в Гнёздове, Великом Новгороде, Ярославской области и Татарстане
Мечи, найденные археологами в Гнёздове, Великом Новгороде, Ярославской области и Татарстане

Любопытно, что первое письменное упоминание народа «русь» («рос») фиксируется в Бертинских анналах – летописном своде французского Сен-Бертенского монастыря. Под 839 годом в них сообщается о посольстве византийского императора Феофила к королю франков Людовику I Благочестивому. С послами прибыли «некие люди», утверждавшие, что «они, то есть народ их, называются рос» и что их правитель отправил их к византийскому императору «ради дружбы». Император Феофил просил Людовика пропустить «росов» через свои земли, ибо иной путь на родину был для них слишком опасным. Людовик же, «тщательно расследовав цель их прибытия», узнал, что они из народа свеонов (то есть шведов), «и сочтя их скорее разведчиками, <...> решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет». Увы, о дальнейшей судьбе дипломатов-«росов» летописец ничего не сообщает.

На первом плане — удила с фигурными псалиями в виде лошадиных или драконьих голов. Х век
На первом плане — удила с фигурными псалиями в виде лошадиных или драконьих голов. Х век

В IX же веке о «росах» сообщают и византийские источники. В основном с возмущением, поскольку речь идет о набегах на Константинополь. «Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!» – писал в 867 году константинопольский патриарх Фотий, переживший осаду Константинополя росами. В 911 году заключен первый известный нам договор о мире и взаимной торговле между Византией и народом «рос», который представляют князь Олег и еще 15 человек с явно скандинавскими именами. В 944 году подписан второй договор, в котором встречаются уже и славянские имена, хотя народ по-прежнему именуется «рос». Чуть позже появится знаменитый трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей», где император дает подробные сведения о народе «русь», но не включает его в восточные племена славян.

Фигурка птицы из черного сланца
Фигурка птицы из черного сланца

Сегодня, когда споры вокруг норманнской теории практически ушли в прошлое, большинство историков согласны с той версией этимологии слова «русь», которая была выдвинута еще в XIX веке. «Первоначально оно обозначало этносоциум, сложившийся в Поволховье и Приильменье, – отмечают в книге «Викинги. Путь на Восток» Вероника Мурашева и Сергей Каинов, – и восходило к финскому наименованию выходцев из Скандинавии Ruotsi или Rootsi (в современных финском или эстонском языках так по-прежнему называется Швеция). Само финское Ruotsi возводится к древнескандинавским словам со значением «гребец».

Овальные фибулы из женского погребения. Вторая половина Х века
Овальные фибулы из женского погребения. Вторая половина Х века

ЧЕСТЬ И СЛАВА

К сожалению, пока на территории нашей страны археологи не нашли ни одного скандинавского корабля. Зато откопали в Гнёздове весла, съемные уключины, детали парусной оснастки судов, а в Старой Ладоге – фрагмент стойки корабельного навеса IX–X веков с грубо вырезанной головой бородатого мужчины. Возможно, это изображение Тора – рыжебородого бога скандинавов, повелителя грома и молнии, защищавшего людей от чудовищ. У воинов Тор был не менее популярен, чем Один – главный бог скандинавского пантеона, подаривший людям руны, поэзию, ярость берсеркеров и смертельно опасную магию «сейд». Души воинов, героически павших в бою, прекрасные валькирии уносили в Вальгаллу – чертог Одина в городе богов Асгарде. Скандинавы верили, что, когда наступит Рагнарёк («Сумерки богов», конец света), эти герои будут сражаться на стороне Одина против монстров и великанов. У большинства остальных, не погибших на поле боя, посмертная судьба была незавидной. Скончавшиеся от старости и болезней отправлялись в страну мрака – ледяной Нифльхейм, где влачили жалкое существование. Убийцы и клятвопреступники попадали туда же, но помещались в жуткий дом Настрандир, стены которого состояли из тысяч ядовитых змей. Законченные грешники мучились на дне колодца Хвергельмир, где их пожирал дракон Нидхёгг. И только в эпоху викингов в скандинавском язычестве появляется утешение для праведников: они могли надеяться на то, что их души попадут в Асгард – в прекрасный чертог под названием «Гимле».

Идол из кургана "Черная могила". Вторая половина Х века
Идол из кургана "Черная могила". Вторая половина Х века

Не зря в скандинавских сагах так воспеваются воинские подвиги, бесстрашие, честь, верность клятве и добытая в бою слава – ведь посмертный жребий не сулил большинству ничего хорошего. «Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно: умершего слава». Так говорится в «Речах Высокого» – древней поэме, авторство которой скандинавы приписывали Одину. «Смерть приходит к каждому, а все, что остается от человека, – это слава, которая, таким образом, куда важнее жизни, – пишет Джон Хейвуд в книге «Люди Севера. История викингов. 793–1241». – Когда викинг насмерть стоял за своего господина и товарищей, он делал это не потому, что хотел попасть в Вальгаллу, а чтобы оградить свою честь от малейших подозрений в трусости. Человек без чести становился «нидингом», в буквальном смысле никем, его забывали – и поделом – даже родные».

Реконструкция китайского платья. Вторая половина Х века
Реконструкция китайского платья. Вторая половина Х века

УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Представленные на выставке клады, посуду, цветное стекло, ювелирные украшения, энколпионы, кресты, сделанные из арабских серебряных дирхемов, золотые и серебряные монеты, роскошные фибулы можно изучать часами. Однако внимание многих посетителей в первую очередь привлекают витрины, в которых выставлены прекрасные образцы оружия и части доспехов. Здесь можно увидеть и два знаменитых шлема из Черной могилы – кургана в Чернигове, раскопанного в 1872–1873 годах. По легенде, в ней был похоронен основатель Чернигова – князь Черный. «По всей видимости, такие шлемы сфероконической формы попали в арсенал древних воинов в результате каких-то контактов, причем вряд ли мирного характера, с кочевниками», – говорит старший научный сотрудник отдела археологии ГИМа Сергей Каинов.

Клинок сабли с позолоченной накладкой, согнутый при погребальном обряде "убийства оружия". Х век
Клинок сабли с позолоченной накладкой, согнутый при погребальном обряде "убийства оружия". Х век

В витрине рядом – согнутая пополам сабля. Это значит, что при погребении воина был совершен обряд «порчи оружия», то есть его сакрального «убийства» – клинок и после смерти хозяина должен был служить только ему. Кроме того, хорошие мечи и сабли в то время были слишком дороги, так что согнутый клинок не мог привлечь расхитителей могил.

Реконструкция очага: котел, цепь с крюком, лопатка для углей, сковорода со сковородником. Х — начало XI века
Реконструкция очага: котел, цепь с крюком, лопатка для углей, сковорода со сковородником. Х — начало XI века

Еще одна удивительная находка археологов в Черной могиле – бронзовый идол с забавным, как будто испуганным лицом и вытаращенными глазами. Одной рукой он ухватился за свою бороду, вторую прижал к груди. Специалисты пока не могут определить, кого изображает этот идол.

Старший научный сотрудник отдела археологии ГИМа Сергей Каинов
Старший научный сотрудник отдела археологии ГИМа Сергей Каинов

Но поистине самым удивительным экспонатом выставки ее организаторы считают женское платье второй половины Х века. В 1982 году в Гнёздове был найден туесок из бересты, в котором были спрятаны три платья, больше похожие на грязное тряпье. С 1983 по 2014 год в ГИМе продолжалась сложнейшая реставрация, блестящий результат которой можно увидеть сегодня на выставке. Это платье из красной золототканой шелковой парчи, украшенное изысканным узором в виде грифона, дракона и облаков. Его сшили в Китае более тысячи лет назад. Подобные наряды могли носить члены китайской императорской фамилии. Каким образом оно сменило хозяйку и оказалось в числе нарядов жительницы Гнёздова, похороненной там же в Х веке? На этот вопрос пока нет ответа.

Сфероконические шлемы из кургана "Черная могила"
Сфероконические шлемы из кургана "Черная могила"

И это далеко не последняя загадка истории Древней Руси, разгадать которые еще предстоит историкам и археологам.