Найти тему
Karmapolitan

Эволюция Flying Lotus

История одного из главных электронщиков современности – от локальной бит-сцены Лос-Анджелеса до верхушек Billboard

Начало 2000-х, Лос-Анджелес. Инструментальный хип-хоп уже закрепился как отдельный жанр, наследие Madlib и J Dilla пускает корни в мейнстрим. Но самостоятельные биты все еще не пользуются большим спросом, а их создатели отстранены от массовой рэп-сцены, потому что предпочитают инструментальные композиции. Flying Lotus развивался в среде аутсайдеров и не ждал успеха, а просто делал то, что ему нравится.

Стивен Эллисон вырос в музыкальной семье — его родственницей была Элис Колтрейн, икона спиричуэл-джаза и жена Джона Колтрейна. Кузены Рави и Оран (тоже Колтрейны) познакомили его с продакшеном электронной музыки и подарили первый инструмент — грувбокс Roland MC-505. В 2004-м Стивен начал работать стажером на лейбле Stones Throw, где познакомился со своими главными вдохновителями — Madlib и J Dilla. FlyLo взял на вооружение секвенсор Akai MPC и приступил к деконструкции простых lo-fi ритмов.

Позже Стиву предложили написать саундтрек для блока [adult swim] телеканала Cartoon Network. Его музыка и короткие видеоролики играли в перерывах между программами и рекламой. К слову, творчество FlyLo во многом вдохновлено мультсериалами [adult swim] и старыми аниме. Особое влияние на звук Стива оказали работы Синъитиро Ватанабэ, скрестившего американскую поп-культуру с японской анимацией. В саундтреках аниме «Ковбой Бибоп» (от SEATBELTS) и «Самурай Чамплу» (Nujabes) использовались джазовые и хип-хоп мотивы соответственно, которые и нашли отражение в музыке продюсера.

Flying Lotus был для хип-хопа тем, кем был Burial для британского танцевального жанра гэридж. Оба взяли за основу популярные в своих регионах примитивные грувы и вдохнули в локальный звук новую жизнь. Музыка, которую они переосмысляли, играла в шумных клубах. Lotus и Burial же уносили громкие гимны на уединенные чердаки со стопками винила и драм-машинами.

В отличие от своего вдохновителя J Dilla Стив пошел дальше в использовании секвенсора. Помимо неровной ритм-секции, отвечающей за свинг, Lotus воссоздавал на пэдах рисунки живых барабанов из фри-джаза. Он не переворачивал смысл сэмплов как Dilla, а делал упор на поиске новых текстур. В разговоре с Риком Рубином Стив подчеркнул, что его рабочий процесс начинается с поиска необычного звука, который задает тон композиции.

После дебютного микстейпа 1983 и серии небольших релизов Стив выпустил свой самый футуристичный проект Cosmogramma, который критики прозвали диджитал-джазом. В нем FlyLo ушел от «комнатного» саунда и хотел переизобрести g-funk, а в итоге скрестил умную электронику с авангардным фьюжном. Звуки из видеоигр столкнулись с механическими шумами, живыми инструментами, жирными бас-партиями и синтезаторами. В работе над релизом участвовали Рави Колтрейн, Том Йорк, скрипач Мигель Этвуд-Фергюсон, Thundercat и другие артисты. Благодаря Cosmogramma FlyLo окончательно закрепился на мейнстрим-сцене и впервые попал в чарт Billboard 200.

Стив успевал не только создавать музыку, но и заниматься продакшеном для других артистов — это помогало ему популяризировать свой звук. Lotus тесно сотрудничал с Odd Future, Кендриком Ламаром, Anderson .Paak, Mac Miller и другими музыкантами. Ламар лично разыскивал продюсера в твиттере, чтобы привлечь его к работе. Так Кендрик, которого позвали на Yeezus Tour Канье, привлек FlyLo к выступлениям. Позже Лотус частью опуса To Pimp A Butterfly.

Кроме того, Кендрик подарил Стиву главный трек в его карьере — «Never Catch Me» с релиза You're Dead!, собравший 39 миллионов прослушиваний только на Spotify. К моменту выхода альбома FlyLo потерял многих важных для себя людей: Элис Колтрейн, J Dilla, коллаборатора Austin Peralta. На пластинке Стив собрал вокруг себя выдающихся джазменов (Херби Хэнкок, Камаси Вашингтон), известных рэперов (Кендрик Ламар, Snoop Dogg), басиста-виртуоза Thundercat и других весомых музыкантов. Все они помогли FlyLo сделать масштабное высказывание на тему утраты. Осознание смерти стало для него сильным мотиватором к достижению поставленных в жизни целей. Кстати, это первый релиз Стива, где появляется камео его сайд-проекта Captain Murphy (в нем артист занимается речитативом).

Последний студийный альбом Flamagra Стив выпустил два года назад. Он стал скорее сборником набросков, нежели полноценной пластинкой. Проект состоит из 27 треков, в которых FlyLo мечется от R&B к запутанному джаз-авангарду, показывая, чему научился за годы написания музыки. Среди гостей — Дэвид Линч, Solange, Anderson. Paak, Tierra Whack, Little Dragon, Toro y Moi, Denzel Curry и другие артисты из разных жанров. К слову, визуал для совместного трека с Anderson. Paak сделал сам Синъитиро Ватанабэ.

В этом году Flying Lotus написал саундтрек для аниме «Yasuke», в котором соединились авторский звук, атмосфера киберпанка и японские традиционные инструменты. Создавая музыку к сериалу, FlyLo черпал вдохновение у трех пионеров электронной музыки: француза Жан-Мишеля Жарра, греческого мэтра саундтреков Вангелиса и японского композитора Исао Томиты.

FlyLo также известен как основатель независимого лейбла Brainfeeder, резидентами которого Kamasi Washington, Mr. Oizo, Ras G, Georgia Anne Muldrow, Thundercat, Тэйлор Макферрин (старший сын Бобби Макферрина), Brandon Coleman и многие другие. Последним пополнением стали Hiatus Kaiyote — читайте рецензию на их свежий альбом.

Стивен Эллисон — один из продюсеров, чье звучание можно заметить в любом альбоме, даже не заглядывая в кредитс. За последние 10 с небольшим лет он реализовал себя как джазмен и электронный продюсер, но прежде всего — как любитель хип-хопа, готовый разнообразить простой жанр авангардными схемами. С каждым новым релизом, даже если это сборник случайных песен, FlyLo доказывает, что ему еще далеко до пика карьеры.

Плейлист с лучшими треками в карьере Flying Lotus: