4,9K подписчиков

Как заставить вашего читателя плакать

1K прочитали
Допустим, у вас отличная концепция и великолепный главный герой. Вы также хорошо разбираетесь в структуре и довольно ловко ведёте диалог.

Допустим, у вас отличная концепция и великолепный главный герой. Вы также хорошо разбираетесь в структуре и довольно ловко ведёте диалог. Ваш сценарий отлично себя чувствует, как футболист, который забивал 15 матчей подряд. Если успех написания сценария зависит от случаев и шансов, вы сложили их в свою пользу.

Почему же тогда этот сценарий не взлетает? Почему так много авторов падают от бессилия, что ничего не происходит? Ответ может вас удивить.

Я хочу, чтобы вы вспомнили свои самые запоминающиеся впечатления от просмотра фильмов. Что между ними общего? Что остаётся с вами из ваших любимых фильмов? Скорее всего, это эмоции.

Я до сих пор помню, как посмотрел "Инопланетянина" в детстве и плакал до слёз, когда он умер. В то время я не знал, что фильмы способны на такие эмоциональные удары. Точно так же я никогда не чувствовал такого восторга, как когда он вернулся к жизни! Я рыдал, как маленький мальчик, ну, которым я и был.

Способ, c которым вы всё ещё можете потерпеть неудачу с отличной концепцией и великолепным персонажем, - если вы не заставите своего читателя что-либо ПОЧУВСТВОВАТЬ.

Вот о чём сегодняшняя статья. Если вы можете заставить читателя или кинозрителя плакать, вы дали им то, что они запомнят на всю оставшуюся жизнь. Это стирает грань между вымыслом и реальностью. Вы проделали такую большую работу, обманув человека и заставив его поверить, что ваша история была реальной, что они рыдали из-за фильма.

Поэтому возникает вопрос: как этого добиться? Многие авторы предполагают, что эмоциональная отдача - это то же самое, что эмоциональное получение. Они думают, что если у вас плачет персонаж, это означает, что зрители тоже будут плакать. Подумайте о том, сколько раз вы видели персонажей, которые плакали в фильмах. А вы тоже плакали? Обычно нет.

Заставить читателя плакать сводится к одному: к СМЕРТИ. Или, более конкретно, формула "Смерть-возрождение". Но смерть не всегда должна быть буквальной. Как вы узнаете ниже, любая потеря может иметь эффект, подобный смерти.

Мы начнём с буквальных вещей, чтобы вы могли изучить основы превращения взрослых мужчин в плаксивых младенцев, а затем перейдём к более продвинутому материалу.

БУКВАЛЬНАЯ СМЕРТЬ

Самый очевидный способ заставить течь слёзные протоки - это смерть персонажа. Но путешествие начинается намного раньше, чем это случается, с самого начала, когда мы впервые встречаемся с вашим персонажем.

Ваша первая задача - сделать нас похожими на этого человека. Это может показаться очевидным, но в мире, где всё больше и больше авторов боятся слова "привлекательный", важно помнить, что никто не плачет из-за придурков.

Не ходите дальше "Инопланетянина", чтобы увидеть это в действии. Какой персонаж в истории более симпатичен, чем это существо?? Очевидно, что чем больше нам кто-то нравится, тем больше мы заботимся о нём. И как только аудитория заботится о ком-то, легко управлять их эмоциями. Мы так сильно любим Инопланетянина, что к тому времени, как он умирает, конечно, мы рыдаем.

Чтобы увидеть, как работает противоположность этому, посмотрите "Исчезнувшую". Джиллиан Флинн официально заявила, что ненавидит слово "симпатичный" по отношению к персонажам. И вы видите это по её героям. Эми ужасный человек, а Ник не очень хороший. Итак, угадайте, что бы вы почувствовали, если бы один из этих персонажей умер? Вы бы заплакали? Вы бы стали таким эмоциональным, как в "Инопланетянине"? Нет. Потому что, несмотря на то, что персонажи интересны, тот факт, что они вам не нравятся, мешает вам испытывать эмоции, если они погибнут.

Чтобы действительно убедиться, что слёзы придут, вам нужен другой персонаж, который глубоко заботится о человеке, который умирает. Сама по себе смерть не является печальной вещью. Нас вовлекает наше сочувствие к персонажу, который потерял кого-то. Мы видели это с Инопланетянином и мальчиком Эллиотом. И мы видели это в конце "Титаника", с Джеком и Розой.

Допустим, у вас отличная концепция и великолепный главный герой. Вы также хорошо разбираетесь в структуре и довольно ловко ведёте диалог.-2

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Теперь, когда вы видите, как это работает, давайте рассмотрим метафорические смерти. Они включают в себя всё, что может умереть в переносном смысле. Дружба, мечта, работа, вера. В конце "Касабланки" у нас кончаются отношения – Рика и Ильзы, что со временем приводит к довольно большому количеству слёз.

В этом есть одна хитрость. Всё, что умирает, должно что-то значить для персонажей. Вы не можете оставить персонажа без обычной работы и ожидать, что читателю будет не всё равно. Но если вы заберёте работу, в которую, как мы видели, человек вкладывал свою кровь, пот и слёзы в течение 40 лет, как в фильме, "Опус Мистера Холланда", тогда вам лучше поверить, что мы станем эмоциональными, когда его уволят.

Но я не собираюсь говорить о самой смерти, потому что это довольно просто. Тяжёлые эмоциональные моменты возникают из-за веры в то, что смерть неизбежна, только для того, чтобы наш субъект снова возродился. Это не буквальный эквивалент смерти Инопланетянина перед возвращением к жизни. Это тот "двойной удар" (смерть-возрождение), который всегда привлекает читателя.

ЛЮБОВЬ

Давайте возьмём в качестве примера любовь. Наблюдение за тем, как два человека влюбляются, не заставляет плакать. Нам нужно, чтобы отношения пострадали, прежде чем это может произойти. Нам нужно, чтобы отношения УМЕРЛИ.

Так что, как и раньше, начните с главного героя, который нам нравится. Соедините его с романтическим интересом, который нам нравится. Мы должны хотеть, чтобы эти двое оказались вместе. На протяжении всего фильма бросайте в них препятствия, которые мешают им быть вместе.

Может быть, у них непростые отношения, а-ля "Вечное сияние чистого разума". Может быть, они находятся в отношениях с другими людьми. Может быть, они завязли в дружбе, а-ля, "Когда Гарри встретил Салли".

В какой-то момент вы УБИВАЕТЕ отношения. Это часть смерти. Это происходит, когда Гарри бросает Салли после того, как переспал с ней. Это задевает нас, потому что для нас это похоже на смерть, как будто из этой ситуации нет возврата.

Вспомните как вы ликуете, когда автор воскрешает эти отношения из мёртвых (Гарри говорит Салли, что любит её, и она принимает его). Момент ВОЗРОЖДЕНИЯ - это то, что действительно вызывает эмоциональную реакцию.

НЕДОСТАТКИ ПЕРСОНАЖА

То же самое происходит, когда вы имеете дело с недостатками персонажа. Опять же, начните с персонажа, который нам нравится. Затем дайте им изъян. Допустим, дело в том, что они не верят в себя. Сделайте этот недостаток ОГРОМНЫМ препятствием в их жизни – чем-то, что удерживает их от их надежд и мечтаний.

Создайте сценарий с высокими ставками, который напрямую бросит вызов этому недостатку. Сценарий фильма, о котором я думаю, - это "Рокки". Рокки никогда не верил, что он достаточно хорош.

Сценарий с высокими ставками, который бросит вызов этому недостатку,-это титул боксера в супертяжелом весе. Как нам извлечь максимальную пользу из этого момента? Если вы обращали внимание, то знаете, что мы должны УБИТЬ всякую надежду на то, что Рокки преодолеет свой недостаток.

Мы видим это, когда Рокки начинает сильно сомневаться в себе перед боем. Он никак не сможет победить этого парня. Рокки не думает, что он достаточно хорош. Затем, в бою, Рокки сталкивается лицом к лицу с Аполло, всё больше веря в себя с каждым раундом.

В конце концов, он дерётся на равных с чемпионом, что позволяет ему преодолеть свой страх. Мы думали, что вера Рокки умерла, вот почему так эмоционально приятно видеть, как эта вера ВОЗРОЖДАЕТСЯ, как он побеждает этот страх. Вот почему мы испытываем эмоции.

Допустим, у вас отличная концепция и великолепный главный герой. Вы также хорошо разбираетесь в структуре и довольно ловко ведёте диалог.-3

НАДЕЖДА

Вы можете применить модель "смерти-возрождения" практически ко всему. В "Истории игрушек 3" нам невероятно грустно, когда в конце фильма игрушки помещают на чердак. Их надежда когда-нибудь снова стать любимыми игрушками, с которыми играют, официально МЕРТВА.

Так что же происходит? Их дарят милой маленькой соседке. ВОЗРОЖДЕНИЕ. Мы плачем, потому что, чёрт возьми, мы были уверены, что эти игрушки больше не будут нужны. Но теперь у них снова совершенно новая жизнь.

Чем больше вы сможете убедить нас в смерти – в том, что нет никаких шансов на то, что наш персонаж вернётся из неё, – тем сильнее будут слёзы, когда произойдёт возрождение. Не знаю, как вы, но я не видел никакого способа, чтобы с нашими игрушками из "История игрушек 3" снова играли. Я думал, что шансов нет. Так что это передача игрушек девочке потрясло меня, вызвав адскую эмоциональную реакцию.

Конечно, это не единственный способ заставить читателя наслаждаться историей. Существует множество эмоций, на которые можно опереться. Острые ощущения, например, такие, как полёт на драконах по небу в "Аватаре". Страх, как в любом хорошем фильме ужасов. Конечно, есть над чем посмеяться. Это шок, как, например, когда узнаешь, что Брюс Уиллис оказался мертвецом (могу ошибаться, но скорее всего речь о фильме "Шестое чувство" - прим. переводчика).

Все эти эмоции должны найти своё место в вашей истории. Но нет ничего лучше, чем заставить читателя плакать. Я гарантирую вам, что если вы заставите читателя плакать, он порекомендует ваш сценарий другим людям.

Мне бы хотелось услышать, какие методы повествования вы, ребята, используете, чтобы вызвать эмоции у своего читателя. Если вы не знаете, найдите фильмы, которые заставляли вас плакать в детстве, и пересмотрите их, пока не найдёте причину. Опять же, ничто не удерживает читателя больше, чем момент, когда можно выпустить скопившиеся эмоции через слёзы. Так что в ваших же интересах выяснить, как это сделать.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.