Найти тему
Светлана Дьяконова

«Ах, Таня, Таня, Танечка, неси скорей обед…». Песни на бабушкином патефоне

Оглавление

Здравствуйте! Наконец-то ученики нашей школы разговорились. Вот так сидели-сидели тихонько больше года за партой, почти никогда не высказываясь, а потом осмелились и решили тоже рассказать о том, что навсегда запомнилось из детских лет.

Сегодня получила письмо от Евгения Полякова.

С трудом нашла его ответ на уроке годовалой давности, когда самой себе решила поставить "троечку":

Вот так меня поддерживал Евгений год тому назад. Наверное, поэтому и не бросила тему))). Ну теперь посмотрим, что он нам расскажет в этом году.

Сёстры Шмелёвы.
Сёстры Шмелёвы.

Старый патефон

Когда родители уходили на работу, патефон с трагизмом восклицал:

- Сегодня малолетние одры добьют моё сердце – стальную спираль пружины! Да, с утра задождило, они останутся дома и будут бесконечно крутить ручку заводки, гоняя пластинку за пластинкой.

Далее в его голосе появлялось злорадство:

- Ничего, ничего, вечером вас уложат спать, и взрослые сядут фильм по телеку смотреть, хе-хе, зарубежный, итальянский или французский. Вы начнёте подглядывать через застеклённую половину двери, а вас будут застукивать и гонять, застукивать и гонять… Жаль, в семье ремень не в ходу, как метод воспитания, уж пороли бы на славу. Жаль.

Увы, надо признаться, башку мы ему таки скрутили. Однако, у патефона был автомат регулирования скорости, и пластинки мы слушали, крутя их по очереди пальцем. Вертелись они, значит, а из рупора с треском и шипением лились на радость юным меломанам:

  • «Ах, Таня, Таня, Танечка, неси скорей обед…»,

  • «Огней так много золотых на улицах Саратова…»,
  • смех чудом доживших до зари космонавтики «Бима и Бома»,
  • «Когда б имел я златые горы»
  • и много ещё чего.

Особенно нам нравилась песня «Вот солдаты идут» в исполнении Ивана Шмелёва.

Значительно обогащал наши музыкальные знания и речь телевизор. Ах, как красиво срезалась вредная девчонка начальными строчками песни из фильма «Моя жена хочет петь», а может (и там, и там звучит эта песня) из фильма «На дальних берегах»:

Сеньоре, карамба! кричат нам с утра:
Давно замолчать этой пташке пора,
Пусть в оперу она идёт, пусть в театре поёт,
Но пусть уходит с нашего двора!

Правда, фильмы иностранные, и я подозреваю, что данный куплет - вольное народное творчество.

А вот неуступчивого спорщика можно было, если успеешь опередить его, эффектно заткнуть, сурово процитировав приговор из куплетов Фомы и Филиппа героев фильма (или оперетты) «Вольный ветер»: «Кто не знает, кто не понимает – амба!».

В гостях у бабушки

Песню Пепиты «Пепита дьябло» (исполняла Татьяна Шмыга) из этой же оперетты мы использовали в борьбе с «опиумом народа».

Проводилась акция в г. Ленинград, на старом Невском, когда гостили у бабушки. Она жила недалеко от Невской Лавры и часто ходила туда. По часам нас не укладывали спать, и вот, дождавшись бабулю с вечерней службы, мы натягивали на головы платки (будто это ризы церковные) и ходили по комнате за ней следом, гнусавя: «Аллилуйя, аллилуйя».

Бабушка садилась на диван, смеялась до слёз, махая на нас рукой, мол, дурачки, уморите меня! И здесь, зная, что верующие страсть как не любят упоминание нечистого, отряд безбожников превращался в опереточных певцов и певичек, дружно запевал, так сказать, бил козырем Пепиты: «Да, я всегда была Пепита дьябло…».

Странно, но мы не задумывались: «Как же мы её поборем этим дьябло, если у неё есть пластинка с песней Пепиты, и она сама, чтобы повеселить нас, запускала её на граммофоне?». Эх, мы много чего не понимали. А для себя она часто ставила пластинку «За фабричной заставой, где закаты в дыму…».

Мда, давно всё было, давно...

Светлана: Спасибо, что прочитали!