Найти тему
«Человек и Закон»

Клиент всегда прав! Что закон позволяет творить в ресторанах и кафе

Отечественное законодательство наделило посетителей общепита таким количеством прав, что грех ими не воспользоваться

Избыточный дресс-код

Некоторые заведения, особенно, те, которые работают поздно, требуют от посетителей соблюдать определённый дресс-код. Предположим, вас не пускают из-за того, что смокинг вы сегодня забыли дома, а на ногах у вас спортивная обувь. Немедленно требуйте ознакомить вас с правилами посещения (они должны быть на бумаге, с печатью и подписью генерального директора). Если произошло чудо, и вам всё-таки предоставили этот документ, ищите в нём раздел посвящённый дресс-коду. В случае, если в правилах посещения заведения действительно регламентируется вопрос одежды посетителей, то придётся вернуться домой и переодеться. Если нет — смело садитесь за столик. Отказывать вам в обслуживании из-за неподобающего внешнего вида не имеют право. Об этом ясно говориться в пункте 3 статьи 426 ГК РФ и в пункте 9 Правил оказания услуг общественного питания.

Я здесь власть

Присев за столик, вы можете ничего не заказывать сколь угодно долго. Единственное, что может ограничить вас по времени, — это официальное время работы заведения. После часа закрытия вас могут попросить на выход. Если вас торопят с заказом или просят уйти, снова требуйте оформленные по всем правилам регламентам правила посещения предприятия общепита. Пусть вам продемонстрируют параграф, описывающий, сколько времени можно сидеть за столиком, ни с кем из персонала не общаясь. Если такой параграф отсутствует, вы можете находиться внутри хоть целый день, если позволит совесть.

-2

Трепетная безответственность

Всем знакома табличка с надписью: «Администрация не несёт ответственности за оставленные в гардеробе без присмотра вещи»? Оказывается, несёт. Если в заведении, которое вы осчастливили своим визитом, у вас пропали из гардероба вещи, смело вызывайте полиции и помните, у вас есть законное право потребовать компенсацию за украденное.

Возвратный депозит

Некоторые кафе, рестораны или банкетные залы требуют оплатить свои услуги заранее, внеся депозит. Иногда бывает так, что многое уже съедено и выпито, а львиная часть средств на депозите ещё осталась. Как правило на просьбу вернуть оставшиеся деньги, администраторы заведений отвечают отказом. Это незаконно. Вы вправе получить остаток денежных средств. Если отказали, пишите претензию на имя руководителя заведения и жалобу в Роспотребнадзор. Если дело дойдёт до суда, Фемида стопроцентно встанет на вашу сторону.

Раскладываем на молекулы

Закон «О защите прав потребителей» и Правила оказания услуг общественного питания» дают вам право знать всю информацию о том, что вам подают в заведении. По первому требованию клиенту должны предоставить следующие сведения о блюде: состав, вес, калорийность, наличие пищевых добавок, ГМО и компонентов, способных вызвать аллергическую реакцию. Если вы заходите узнать массу конкретно вашей порции, организация обязана предоставить вам весы.

-3

Выпивку и закуску приносим с собой

Если это не противоречит правилам заведения (см. выше), в ресторане вы имеете полное право пить те спиртные напитки и есть ту еду, которые вы принесли с собой. Никто не может вам запретить это.

Сегодня без чаевых!

Оставлять официанту вознаграждение или нет — личное дело каждого. Никто не вправе заставить вас сделать это, вы обязаны оплатить только то, что сами заказали и потребили. Если же заведение включает плату за обслуживание, за музыку или за демонстрацию шоу в счёт, вы имеете полное право отказаться оплачивать подобные позиции и требовать удаления их из общего чека.

Всё только самое свежее

К продуктам, которые подают в заведениях общественного питания, стоит всегда относиться настороженно. По статистике посетители ресторанов и кафе травятся также часто, как и адепты самсы из привокзального ларька. Если вам принесли блюдо, качество и безопасность которого вызывает хоть малейшее сомнение, — не ешьте и не оплачивайте его. Если это блюдо всё-таки включили в счёт — вызывайте полицию и пишите жалобу в Роспотребнадзор. У вас есть священное право потреблять только свежие продукты, не способные нанести вашему здоровью какой-либо вред.

Если же вы всё-таки почувствовали недомогание, которое можно расценивать как отравление, сразу же вызывайте «скорую» и полицию. Эти службы должны зафиксировать факт отравления в конкретно этом заведении общепита. Затем необходимо обратиться в Роспотребнадзор и в прокуратуру и потребовать у этих ведомств провести проверку в отношении ресторана или кафе, сотрудники которого имели неосторожность накормить вас несвежим. Помимо этого, нужно составить претензию и направить её в адрес заведения, в котором вашему здоровью был нанесён вред. К претензии обязательно приложите документы, подтверждающие материальный или моральный ущерб (например, счёт из больницы, где проходило лечение). Если заведение откажется всё это компенсировать, составляйте исковое заявление и обращайтесь в суд.

-4
«Это прекрасно, что в нашей стране права потребителей услуг кафе и ресторанов столь сильно защищены буквой закона. Конечно же именно клиент всегда прав. Однако, следует помнить, что закон призван защищать справедливость, а не потворствовать потребительскому экстремизму. Если клиент умышленно и последовательно злоупотребляет своими правами, его действия входят в противоречия с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, где как раз предусматривается, что действия потребителей товаров и услуг разумны и добросовестны. Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьёй «Мошенничество» Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, что, если у клиента возникает желание не защитить свои права, а именно «нахлобучить» продавца или поставщика услуг, то соответствующие органы легко могут возбудить против такого потребителя уголовное дело со всеми вытекающими последствиями», — предостерегает руководитель практики по уголовным делам правового центра «Человек и Закон» адвокат Дмитрий Панфилов.