Если бы у меня, как в сказке, было три желания, с помощью которых можно было бы поменять что-либо в Москве, то первым моим действием стала отмена черного цвета в столице.
В Москве веками преобладали золотые, белые и красные тона, они придавали городу яркий, радостный вид даже в самую сырую и слякотную московскую погоду. Со времен перестройки по городу упорно расползается гнусный черный цвет. Самыми обсуждаемыми черными "сооружениями" в Москве стали работы скульптора Зураба Церетели и я помню сколько негативных комментариев и нареканий вызвали его ваяния у москвичей, однако "воз и ныне там"(с).
Другой проект того же автора - "Дерево жизни" в московском зоопарке представляет собой черную "кучу малу" по мотивам русских сказок. Очень много было неприятия сего "шедевра" после его открытия для публики, но все эмоции были проигнорированы властями и управляющими зоопарка. "Дерево" до сих пор торчит бревном в глазу на том же месте.
Черные "стеклянные" здания-небоскребы характерны для Чикаго и Нью-Йорка в США - в этих городах преобладают темные фасады, а теперь их много и в Москве.
Даже знаменитое на весь мир своими подземными "дворцами" московское метро с недавнего времени имеет мрачные черные станции. Например, относительно новая станция "ЦСКА" (2018), названная в честь спортивного клуба армии. На эмблеме клуба есть красный и синий цвета и, надо отдать должное создателям - оба эти цвета присутствуют в цветовой гамме станции, но все "скрадывает" черный цвет, обилие которого вряд ли подходит молодежной, спортивной, энергичной тематике. Для сравнения - старая станция "Динамо", открытая в 1938 году, украшена белыми медальонами с барельефами спортсменов под светлыми сводчатыми потолками и выглядят они, на мой взгляд, хотя и скромнее, но гораздо лучше, чем "мрак" на "ЦСКА".
Даже на ВДНХ, в светлейшем, праздничном парке столицы умудрились воздвигнуть примитивную черную "стекляшку"-коробку с надписью "Россия" рядом с классическими белыми старыми зданиями-выставками о космосе и транспорте СССР.
Вторым моим желанием было бы возвращение Москве исторических магазинов в том виде, в котором они были задуманы несколько веков назад. Я бы вернула Москве аптеку Феррейна, закрытую в прошлом веке и "переродившуюся" в ресторан и магазин хрусталя Baccarat в этом,
Елисеевский гастроном и Филипповскую булочную на Тверской улице, а также магазин нот на Неглинной улице и Военторг на Воздвиженке. В Москве много пустующей коммерческой недвижимости, тот же Ветошный переулок рядом с ГУМом зияет пустыми окнами, почему бы не открыть ресторан в одном из свободных помещений, а столице вернуть хотя бы одну из уникальных торговых точек?
Даже если не брать в расчет сентиментальную ценность бывших магазинов для коренных москвичей, их важность для сохранения уникального облика города, то в наше меркантильное время можно было бы подумать и о прибыли от привлечения туристов. Никто не пойдет на экскурсию в Ашан или Пятерочку, а вот старинные московские магазины с роскошными интерьерами и каким-нибудь необычным подбором ассортимента из прошлого понравятся всем.
Ну и третьим моим желанием было бы жесткое ограничение на застройку исторических районов Москвы и защита уникальных московских зданий и построек. Возьмем, к примеру, Сокольники.
Когда-то это был уникальный, полупровинциальный уголок Москвы, с прекрасным уютным парком и невысокими зданиями, построенными на века. На фото внизу - старинная пожарная каланча (1884) едва заметная на фоне новостроек в Сокольниках. Когда-то это было самое высокое здание в округе, а теперь его практически не видно на фоне многоэтажек.
Стопятидесятилетняя каланча, кстати, до сих пор стоит и находится в хорошем (относительно) состоянии, чего не скажешь о качестве здания построенного на противоположной стороне улицы Стромынка. Это вид на угол здания в котором располагается торговый центр Престиж.
Недалеко от этой современной постройки с просевшими ступенями в тех же Сокольниках находится вековая церковь - Храм Вознесения Христова (1913).
На фото ниже храм окружен многоэтажками намного выше него и, судя по высоте строительного крана, строящееся здание закроет вид на храм в недалеком будущем.
Искуссная работа архитекторов и строителей прошлого века, построивших единственную в своем роде церковь, окажется полностью скрыта абсолютно стандартным "ширпотребом" - многоэтажками, которых в Москве миллион. А ведь всегда было наоборот - церковь была видна отовсюду, а не многочисленные балконы с сохнущим бельем.
Понятно, что многоэтажные дома строятся чтобы расселить всех желающих проживать в Москве. Поскольку в начале статьи у меня было всего три желания, и больше их не осталось, я просто покажу насколько мой родной город стал маленьким и тесным не только для москвичей, но и для тех, кто всеми силами стремится в Москву (фотографии были сделаны в пандемию, во время всяческих ограничений, так что людей на фото могло бы быть гораздо больше).
Чтобы разместить всех, кто хочет жить в Москве, нужно разрушить все те объекты, которые не представляют собой практической ценности ( в которых нельзя жить, есть или работать), только вот объекты эти и есть сама Москва - купеческая, малоэтажная, со старыми вычурными магазинами и церквушками - такая дорогая сердцу коренных москвичей. Разрушая те же Сокольники и воздвигая на их месте примитивный жилой массив, власти города не делают город лучше или даже привлекательнее для тех же туристов, привозящих свои денежки в Москву (кому охота глазеть на типичные многоэтажки?). Россия - самая большая в мире страна - есть где развернуться и настроить многоэтажных жилых районов, есть где жить и работать, не разрушая и обезличивая один - единственный лучший город Земли.