Найти тему
GetFinance

Что такое кассовые разрывы: повышаем финансовую грамотность

Оглавление

Представим ситуацию: вы пришли в супермаркет, отстояли очередь к кассе, и тут выясняется, что денег в кошельке не хватает для оплаты покупок. При этом, возможно, у вас дома есть заначка, а в банке – депозит, во много раз превышающий сумму в чеке. Но именно в этот момент, на этой самой кассе вы не можете оплатить покупки теми деньгами, которые есть в наличии. Неприятная ситуация, правда?

Кассовый разрыв – то же самое, только в масштабах предприятия. То есть ситуация, когда у компании в текущем моменте денежных средств меньше, чем счетов, которые нужно этими средствами оплатить. И, возможно, через неделю поступит оплата от крупного покупателя, но деньги нужны именно сейчас.

И если в ситуации с покупателем в магазине кассовый разрыв чреват только парой неприятных минут и отказом от покупки, то в масштабах бизнеса проблема серьезнее. Дело в том, что компания начинает выбирать, какие счета в состоянии оплатить сейчас, а какие придется оставить «на потом». То есть может оказаться так, что не хватает денег на выплату заработной платы, оплату налогов, расчеты с поставщиками. Таким образом, кассовые разрывы в перспективе могут грозить потерей деловой репутации и ухудшением взаимоотношений с контрагентами.

Причины кассовых разрывов

Заметим, что кассовый разрыв вовсе не говорит о том, что у компании есть финансовые сложности или она убыточна. Вовсе нет, даже самые прибыльные компании могут в текущем моменте иметь проблемы с ликвидностью (например, когда покупатели задерживают платежи, а все средства вложены в закупки сырья и товаров, недвижимость, оборудование).

Но при этом кассовые разрывы – это всегда проблемы с финансовой политикой предприятия:

  • Самая частая причина кассовых разрывов – это неэффективное финансовое планирование доходов и расходов (а в случае с небольшими предприятиями зачастую полное его отсутствие). Ведение простейшего платежного календаря и Cash-Flow позволит понимать, в какие моменты компании понадобятся деньги, и откуда их можно получить, ведь львиная доля трат и поступлений легко прогнозируется.
  • Если денег не хватает постоянно, то платежный календарь может и не помочь. Возможно, вся финансовая модель предприятия не слишком устойчива, и стоит вообще ее пересмотреть.

Не всегда предприятие способно предотвратить кассовые разрывы, так как есть и внешние их источники:

  • Длительный финансовый цикл в отрасли. Если компания работает в строительстве или производстве, то от момента закупки сырья до оплаты покупателем конечного продукта проходит значительное время, за которое бизнес может ощутить проблемы с ликвидностью.
  • Заказчики просрочили оплату. Такую причину кассового разрыва предупредить и предотвратить практически невозможно, остается только решать возникшую проблему.
  • Средства «заморожены» в дебиторке. У малого и среднего бизнеса это частая проблема – заказчики диктуют свои условия, и предприятия вынуждены работать с отсрочкой платежа, даже если она им неудобна и приводит к кассовым разрывам.

Один из наиболее эффективных способов борьбы с кассовыми разрывами - факторинговое финансирование. Получив досрочную оплату по контракту (фактически "продав" свою дебиторскую задолженность), предприятие может погасить срочные обязательства, ликвидировать кассовый разрыв и работать дальше в обычном режиме.

НАПОМИНАЕМ

На GetFinance факторинг от 21 крупной финансирующей организации можно оформить в 100% онлайн-режиме с помощью ЭЦП - это значительно экономит время и деньги.

-2

Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь (кнопка в шапке профиля), чтобы не пропустить новые материалы! И, конечно, оставляйте свои комментарии, нам очень важна обратная связь!