Здравствуйте, дорогие читающие!
Еще до своего материнства и тем более до столкновения с сыновьим диагнозом я знала, что есть люди, почти здоровые, и люди, здоровые не совсем, так скажем.
Людей с физическими нарушениями, естественно, видно сразу, в сравнении хотя бы с моим Захаром: пока с его нежелательным поведением или странными движениями, интересами, вопросами не столкнешься, можешь и не сообразить, что перед тобой мальчик с инвалидностью. Физически же развит нормально.
Очень обидно мне всегда за детей в инвалидных колясках, отношусь к ним с большим сочувствием и теплотой.
И случилось так, что Захар опосредованно узнал, что такое инвалидная коляска, и кто на ней ездит.
Примерно года полтора назад появилась у Захарки тяга к кнопкам вызова помощи для маломобильных граждан. Таких кнопок у нас достаточно много – и в банках, и в магазинах, и в поликлиниках. В Кремле даже поросенок нашел эту кнопку возле библиотеки. И успел нажать, пока я Машу в обнимку с бронзовыми львами фотографировала. Охранник пожурил, мне стыдно было, Захар с первого раза, как всегда, не воспринял. Раза три проходили в последующем мимо этой кнопки, сын боролся с желанием рвануть и нажать. Победило желание мамы оставить злополучную кнопку в покое.
На некоторых кнопках изображена инвалидная коляска. Я детям рассказала, при случае потом показала, что это такое и зачем оно.
Где-то год мы с Захаром работали над стремлением непременно нажать кнопку. Отошло.
И вот сегодня, коротая время до поезда в родные пенаты на набережной Адлера, мы встретили двух женщин, везущих мальчика на инвалидной коляске.
И тут получилось, как с очередью в столовой Цандрипша, - сын ничего не понял.
Захар узнал, что это инвалидная коляска, но сыну стало весело от того, что на ней едет мальчик. Как весело ему от Тишкиного «мяу», когда я не успела положить чего-нибудь вкусного в ее блюдце (да, суп мой она, видите ли, зарывает лапой по линолеуму), так вот, так же весело стало Захару при виде мальчика в коляске. Если я правильно интерпретирую, сын соотнес это движение с поездкой на каком-либо транспортном средстве, будь то велосипед, скутер или наподобие.
Захар немного посмеялся, уже пройдя мимо мальчика, и прокомментировал: «Мама, мальчик на инвалидной коляске едет!» - веселым голосом. Люди нас уже не слышали, а то мне было бы не по себе еще пуще.
Я повторила сыну, что у мальчика болят ножки, поэтому он в колске, и что веселого в этом нет ничего. Захар посерьезнел, но, боюсь, мало что осознал.
И вот вроде просто все, а как понять сложно.
Наверное, маленьким детям всем без исключения приходится разъяснять подобные вещи, но вот и знает мой Захарка, что к чему, а все равно, эмоции не те. И выводы не те.