Ницше не считает, что надо полностью отвергнуть философию, науку, мораль, а призывает к использованию сложившихся институтов: "Мы по ту сторону добра и зла, но мы требуем безусловного признания святыни стадной морали. Мы оставляем за собой право на многоразличные виды философии, в проповеди которой может оказаться надобность; таковой при случае может быть пессимистическая, играющая роль молота; европейский вид буддизма тоже при случае может оказаться полезным. Мы будем, по всем вероятиям, поддерживать развитие и окончательное созревание демократизма: он приводит к ослаблению воли; на социализм мы смотрим как на жало, предотвращающее возможное душевное усыпление и леность" (там же).
Скорее всего, отношение к институтам существующего порядка регулируется следующим принципом: "Говорить "нет" всему, что ослабляет, что истощает… Говорить "да" всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы". Это принцип, который позволяет производить оценку всему существующему и устанавливать новый порядок наряду с существующим и вместо него. "Вместо "социологии" - учение о формах и образах господства. Вместо "общества" - культурный комплекс - как предмет моего главного интереса (как бы некоторое целое, соотносительное в своих частях). Вместо "теории познания" - перспективное учение об аффектах (для чего необходима иерархия аффектов: преобразованные аффекты, их высший порядок, их "духовность"). Вместо "метафизики" и религии - учение о вечном возвращении (в качестве средства воспитания и отбора)" (1, афоризм № 462).
После того как Ницше проделывает такой анализ, он замечает, что одни и те же симптомы (например, нигилизм) являются и симптомами падения (упадка), к которому ведет прежний порядок, и симптомами зарождения нового порядка. И он начинает в общественной ситуации выделять становление нового порядка, принципы выздоровления:
♦ антиидеализм;
♦ здоровье тела;
♦ возврат к природе…
Носители нового порядка
Интересно, как у Ницше в тексте появляются некоторые "мы", т. е. носители нового порядка. Ницше проводит разделение(различение и ценностное "окрашивание") понятий, и именно эта операция формирует новые ценности у этих "мы". В противовес цивилизации - культура, в противовес декадансу - гуманность, в противовес распутности - воля к власти: "От смешения инстинктов декаданса с гуманностью; от смешения разлагающих и необходимо влекущих к декадансу средств цивилизации с культурой; от смешения распущенности и принципа "laisse-faire" с волей к власти (она представляет из себя прямо противоположный принцип)" (1, афоризм № 122).
Частично к этому относятся результаты работы, которую проделывает Ницше в главе "Разработка новых понятий": последние организуют интеллект носителей нового порядка. Важно отметить, что Ницше требует от носителей нового порядка, чтобы они не принимали абсолютность новых категорий, иначе эффект, ведущий к пессимизму, будет воспроизведен. Трансцендирующие категории (цели, причины, единства, истины) и способ рассуждения, навязанный властью, ведут к истощению ценностей, которые из них вытекают, и к принятию ложных ценностей. Ницше выступает за утилитаризм в обращении с категориями.
Формирование интеллекта носителей нового порядка Ницше продолжает в третьей главе, где разрабатывает основные понятия, которые должны заменить категории существующего порядка. Следующую главу Ницше посвящает описанию механизма работы категорий.
Глава вторая
Механизм работы категорий
В ЭТОЙ ГЛАВЕ Ницше также работает по большей части как методолог, проводя проблематизацию категорий существующего порядка и реконструируя механизм, благодаря которому неправильные ценности устанавливаются в рамках этого порядка и приводят к состоянию нигилизма и к декадансу. Сам механизм, вследствие которого навязанные схемы рассуждения и категории приводят к ложным ценностям и нигилизму, был описан выше (см. схему 1).
Решение проблемы ценностей у Ницше состоит в том, что он строит новый порядок, где ценностей нет, а есть воля к власти как аффект. Про ценности здесь запрещено даже думать. Организация жизни происходит не за счет ценностей, а за счет воли к власти (она вводится в третьей главе).
Схема 1
Глава третья
Разработка новых понятий
НИЦШЕ ПЕРЕХОДИТ к разработке базовых понятий для интеллекта, который будет работать в новом порядке.
Воля к власти
По-видимому, основным понятием для Ницше является понятие воли к власти. Это понятие автор вводит взамен понятий причинности и каузальности.
"Моя теория гласила бы, что воля к власти есть примитивная форма аффекта, что все иные аффекты суть только ее видоизменения; что дело значительно уясняется, если на место индивидуального "счастья" (к которому стремится будто бы все живущее) мы поставим власть: "все живущее стремится к власти, к увеличенной власти", удовольствие - это только симптом чувства достигнутой власти, ставшая сознательной величина разности (живущее не стремится к удовольствию: напротив, удовольствие наступает вслед за достижением того, к чему оно стремится, удовольствие сопровождает, удовольствие не движет); что вся движущая сила есть воля к власти, что, кроме нее, нет никакой физической, динамической или психической силы" (1, афоризм № 688).
Ницше утверждает, что все стремится к максимальной власти. Удовольствие есть скрытая форма власти. Воля к власти - это то, что конституирует развитие нового порядка.
"Воля к накоплению силы есть специфическое свойство явлений жизни, питания, рождения, наследственности; общества, государства; обычая, авторитета" (1, афоризм № 689).
"Жизнь, как наиболее знакомая нам форма бытия, представляет специфическую волю к аккумуляции силы: в этом рычаг всех процессов жизни: ничто не хочет сохранить себя, все стремится к тому, чтобы быть суммированным и аккумулированным" (там же).
"Всякое существо само есть воля к власти" (1, афоризм № 693).
Воля к власти есть фундаментальный инстинкт человека, который делает человека человеком, не вызывая необходимости обращаться к потусторонним вещам. Воля к власти - это как бы настоящее человеческое.
Заметим, что для автора воля к власти - это единое, а не составное понятие. Ницше не рассматривает "власть" отдельно, однако при этом разделяет волю к власти и понятие воли.
"Представляет ли "воля к власти" лишь известную форму "воли" или она тождественна с понятием "воля"? Значит ли она то же, что вообще "желать"? Или "командовать"? Есть ли это та "воля", о которой Шопенгауэр полагает, что она есть то, что в вещах есть в "себе"?
Мое положение гласит, что воля прежней психологии представляет собой необоснованное обобщение, что этой воли вовсе не существует, что вместо того, чтобы понять, как одна определенная воля отливается в ряде различных форм, зачеркивали то, что характерно для воли, выбросив ее содержание, ее "куда?" - это имело в высшей степени место у Шопенгауэра: то, что он называет "волей", это просто пустое слово. Еще меньше может идти речь о "воле к жизни", ибо жизнь есть только частный случай воли к власти; совершенно произвольно было бы утверждать, что все стремится к тому, чтобы перейти в эту форму воли к власти" (1, № 692).
Подробнее о понятии воли к власти см. афоризмы № 656, 617; во фрагменте № 706 автор обсуждает понятие "воля к власти", выходящее за границы всякой - не только человеческой - жизни.
Становление
Понятие становления Ницше вводит как альтернативу стремлению к конечному состоянию, а также строю понятий, связанных с целью, причиной и пр. В афоризме № 12 автор делает заключение: "реальность становления признается единственной реальностью".
"Мы отрицаем конечные цели: если бы существование имело такую цель, - она должна была бы быть уже достигнута" (1, афоризм № 55).
"Если бы у мирового движения была какая-нибудь цель, то она должна была бы быть уже достигнута. Но единственный лежащий в основе всего факт - это то, что у него нет никакой цели, а потому всякая философия и всякая научная гипотеза (например, механизм), которые исходят из необходимости такой цели, этим основным фактом опровергнуты.
Я ищу мировую концепцию, которая не противоречила бы такому положению вещей. Мы должны объяснить становление, не прибегая к такого рода конечным целям: становление должно являться оправданным в каждый данный момент (или неподдающимся оценке, что сводится к тому же); настоящее ни под каким видом не должно быть оправдываемо ради будущего, или прошедшее - ради настоящего. "Необходимость" не в виде возвышающейся над нами первенствующей мировой силы или первого двигателя; еще менее как нечто, что необходимо для того, чтобы обосновать верховную ценность. Для этого мы настойчиво должны отрицать общее сознание в становлении - "Бога", - чтобы не подводить все совершающееся под точку зрения существа, которое чувствует вместе с человеком, все знает и, тем не менее, ничего не желает" (1, афоризм № 708).