Найти тему
Мы и другие

Президент Лукашенко и российские олигархи: что их связывает?

Должен ли Александр Григорьевич признать Крым российским? Можем ли мы обижаться на Батьку и при чем здесь наши олигархи? Попробуем понять.

9 августа состоялся «Большой разговор» президента Белоруссии со своим народом. Большой по количеству тем, по развернутости ответов, по эмоциональности и, конечно, по времени – с 11 утра почти до 8 вечера.

Александр Лукашенко во время "Большого разговора с президентом". Здесь и далее фото из открытых источников.
Александр Лукашенко во время "Большого разговора с президентом". Здесь и далее фото из открытых источников.

Люблю Белоруссию. Это действительно наш братский народ, который искренне поддерживает Россию, разделяет наши ценности. И не могу умолчать о личном – это частичка моей исторической родины, бабушка по маминой линии – белоруска, родом из местечка близ Сморгони, семья бежала в начале Первой мировой войны из того ада, в который превратилась их земля. И мне нравится, что президент Лукашенко не дает раскачать страну в угоду Западу. И нравится, что большинство белорусов на стороне Батьки.

-2

Темы «Большого разговора» попали в поле зрения наших журналистов, претендующих на знание и обнародование истины в последней инстанции, – прежде всего, Скабеевой из «60 минут», так как эта передача началась вскоре после завершения встречи-марафона с президентом в Белоруссии. Неприятно поразила тональность комментариев ведущей и некоторых гостей программы. Послушайте, почему эти на-всю-страну-и-мир-слышные люди позволяют себе неуважительно и оскорбительно отзываться о лидере нашего ближайшего союзника? Как вам определение «колхозник» в адрес Лукашенко? Как вам наседание раскрученной журна-теледивы Скабеевой – заочное, наверняка поддерживаемое ее кураторами и потому безнаказанное – на первое лицо дружественного нам государства по поводу признания Крыма? Честно говоря, даже смешно, если не брать в расчет саму тему.

А с темой, с признанием добровольного вступления Крыма в состав России, все непросто. Но если уж сам президент нашей страны Владимир Путин не оказывает никакого давления на своего белорусского коллегу, то к чему эти наскоки в прямом эфире от ничего не решающих в этом вопросе людей? Не обсуждение, не дебаты, а именно наскоки.

А.Г. Лукашенко и В.В. Путин, май 2021 г., Сочи.
А.Г. Лукашенко и В.В. Путин, май 2021 г., Сочи.

Да, логично было бы, если бы Белоруссия признала, причем сразу после событий 2014 года, принадлежность Крыма и Севастополя России. То, что этого до сих пор не произошло, заставляет сомневаться в искренности заверений белорусов о верности и братстве. И, давайте признаемся, обижает. Но также давайте вспомним, что Белоруссия – отдельное государство, которое имеет право на собственные решения. Да, нам не нравится, что одним из решений руководства этой братской, без сомнения, страны не стало признание российского Крыма. Что делать? Ничего. Мы подождем. Вероятно, у них есть причины так поступать, ведь и у нас есть причины поступать так, чтобы наши национальные интересы были на первом месте, и в отношениях с Белоруссией мы это не раз демонстрировали. Поэтому эмоции эмоциями, а жизнь жизнью.

Что касается резонансного высказывания Александра Григорьевича о зависимости признания им Крыма российским от действий наших олигархов, то это следует понимать так: Россия хочет, чтобы де-юре мир признал легитимность вступления полуострова в ее состав, но в то же время ничего не делает, не принуждает и не стимулирует своих олигархов, свой самый крупный бизнес, чтобы те не на словах, а на деле признали Крым – стали участвовать во всех экономических, финансовых, социальных, культурных процессах, происходящих на этой территории.

-4
Александр Лукашенко: «Когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет».

Сегодня же, опасаясь санкций со стороны США и Евросоюза, лишь немногие российские компании реализуют бизнес-проекты в Крыму. Это при том, что даже компании из Европы принимают активное участие в экономической жизни полуострова.

Оцените ситуацию: Крым является частью России уже семь лет, но наши крупнейшие банки, операторы сотовой связи и другие компании отказываются налаживать там работу. Вопиюще выглядит объяснение главы Сбербанка Германа Грефа, данное им в интервью немецкой радиостанции WDR 5: было сказано, что Сбер не планирует вхождение на полуостров. Причина названа такая: «Крым это территория Украины с точки зрения международного финансового сектора, и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для Сбербанка Крым это не Россия».

Герман Греф.
Герман Греф.

Как вам такое слышать из уст не директора какого-то ООО или ИП, а одного из тех, кто олицетворяет финансово-экономическую жизнь страны?

И ведь то, что такие компании по сути соблюдают западные санкции в ущерб национальным интересам и интересам граждан России, никак не порицается на высшем уровне! О причинах остается только гадать. Однако напомним, что в Государственную Думу уже вносился законопроект, запрещающий исполнение санкций Запада и даже предусматривающий ответственность за это, но по просьбе бизнес-структур его принятие было отложено.

Стоит ли говорить, что деятельность крупного российского бизнеса, направленная на развитие Крыма вопреки объявленным санкциям, наилучшим образом иллюстрировала бы подлинную легитимность и глубокую интеграцию этой территории? И что если этого нет, то в первую очередь нужно было бы обеспечить именно внутрироссийское принятие и признание Крыма – на всех уровнях и безусловно. Вот это имел в виду президент Белоруссии. И нужно ли нам смертельно обижаться на «их» непризнание, когда «наше» непризнание в виде отсутствия работы крупного бизнеса на территории Крыма имеет место быть? Как мы вообще можем даже поднимать эту тему? Почему Лукашенко, при его и так очень непростых отношениях с Западом, должен принять на себя риски, которых наши родные олигархи старательно избегают более семи лет?

В июле, во время своей поездки по полуострову, председатель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов заявил, что решение о привлечении в Крым крупных российских компаний будет принято в ближайшей перспективе.

С. Миронов, июль 2021 г., Крым.
С. Миронов, июль 2021 г., Крым.

В частности, он сказал: «То, как ведут себя крупные компании и банковские, и страховые, и нефтяные, это позорище. Нужна политическая воля, чтобы кто-то сказал: вы что там стесняетесь? Давайте открывайте здесь свои филиалы В ближайшем будущем мы в любом случае увидим то или иное решение, но они должны в Крым зайти».

Говоря языком нашего с вами непосредственного начальства, уважаемые читатели, это должно было случиться позавчера. Поживем – увидим.

Благодарю за прочтение, размышления и подписку на канал.

Рада каждому читателю.