Открывая собственный бизнес, всегда необходимо ориентироваться на потребительскую активность граждан, чтобы правильно определить прибыльную нишу и рассчитать стратегию развития на последующий период. Также очень важно постоянно следить за динамикой изменения показателей, на которые был сделан основной упор.
Начиная с 2019 года мировой рынок претерпел серьезные изменения. В результате введения локдаунов изменилась модель поведения среднестатистического мирового жителя в связи с чем поменялась и его потребительское поведение. Так многим пришлось перейти из офисного помещения на «удаленку», отказаться от путешествий, посещений кафе, ресторанов, походов в магазины.
Несмотря на нехарактерную структурную перестройку рынка предельно ясно, что бизнесу необходимо продолжать развиваться и подстраиваться под текущие реалии, поэтому мы подготовили для вас краткий обзор основных изменений потребительского сектора России, начиная с 2019 года по настоящее время.
Помимо общемирового «ковидного» тренда на российский рынок накладывает свой отпечаток местное законодательство, например, введение обязательной маркировки товаров легкой промышленности, парфюмерии, шин, фармацевтических изделий увеличило себестоимость данной продукции, при этом не принесло желаемого результата по исключению контрафакта, попадающего к потребителю. Так, по данным исследовательского центра Deloitte 26 % россиян столкнулись с контрафактным товаром в первой половине 2021 года, и это всего лишь на 1 % меньше чем в аналогичном периоде 2020. Причем, в списке поддельных товаров одну из лидирующих позиций занимает парфюмерия, одежда и обувь. Однако большинство респондентов поддерживают введение маркировки, а также не против включить в проект и другие товарные группы, среди которых первое место, по данным опроса, занимают детские товары и игрушки.
Основными трендами распределения потребительской активности граждан в 2021 году стали такие показатели как: чувство собственной безопасности, сохранность персональных данных. Уже не секрет, что пандемия внесла существенные коррективы в нашу повседневную жизнь, в связи с чем многие вещи, о которых ранее никто не задумывался, сегодня стоят во главе угла. Так изменился и обычный поход в магазин. Люди стали больше переживать за свое здоровье и стараются избегать возможности подхватить вирус. Также большинство респондентов, участвующих в опросе исследовательского центра Deloitte, отмечают, что боятся за сохранность персональных данных в связи с ростом случаев мошенничества и хищения денежных средств с банковских карт. Таким образом значительное количество людей с началом пандемии старалось избегать физического посещения магазинов и мест общественного питания. В связи с этим большую популярность получили сервисы доставки еды, и онлайн-магазины.
В 2021 году интернет-доставку предпочитают 65% опрошенных респондентов, а в 2019 их было 38%. Стоит также отметить, что в отчетном периоде 2021 года 49% граждан чувствуют себя защищенными при походе в магазин, и это на 10 % больше, чем в 2019, данный рост обусловлен тем, что за время пандемии бизнес научился работать с соблюдением мер осторожности, более строго соблюдается масочный режим, производится дезинфекция помещений, все это добавляет людям спокойствия при посещении общественных мест.
Немало важно также узнать, на что россияне предпочитают тратить деньги. Итак, по данным Deloitte, призовые места в данном рейтинге у продуктов питания и алкоголя – 29% от дохода, 23% - обязательные платежи (коммунальные услуги, детский сад и т.д.), 12% - одежда и обувь, 10% - сбережения, 9% - электроника и бытовая техника, 8% - досуг, отдых, туризм. Стоит отметить, что в 2021 году россияне стали меньше тратить, чем в 2020 и больше откладывать, причем в позициях неожиданно потеряли продукты питания, хотя ожидалось резкое снижение трат на туризм, однако данный показатель даже вырос, в основном за счет популяризации местных достопримечательностей. Желание накопить денежные средства у россиян объяснимо прошедшим локдауном, когда основную часть сбережений пришлось растратить, находясь на вынужденной самоизоляции. В целом рост потребительской активности наблюдается в категориях продуктов питания, алкогольных напитков, готовой еды через интернет, при этом частота посещения гражданами мест общественного питания значительно сократилась, во многом благодаря введению QR кодов. Также люди реже стали ходить в магазины за косметикой, одеждой и обувью, однако в данных категориях наблюдается значительный рост при покупках через интернет.
Таким образом, пандемия, несомненно оставляет после себя значительные экономические последствия, рынок реструктурируется, меняются потребности граждан. В существующих реалиях достаточно сложно спрогнозировать, в какую сторону будут двигаться показатели, поэтому, сегодня любой предприниматель должен идти в ногу со временем, пристально следить за происходящим и моментально подстраиваться под новые тренды, чтобы оставаться на плаву и приумножать прибыль.