Найти тему
Севриновский live

Хиджаб — это символ угнетения или свободы? Что феминистки на самом деле думают об исламском одеянии

Работа художницы с псевдонимом "Принцесса Хиджаб"
Работа художницы с псевдонимом "Принцесса Хиджаб"

В сети то и дело попадаются упреки мусульманских мужчин в адрес феминисток — мол, они не поддерживают мусульманок, желающих носить хиджаб. При этом никто из упрекающих не дал себе труд хоть немного изучить проблему, иначе бы они знали, что феминистки нередко вступаются за мусульманок и даже выступают с ними единым фронтом. Феминизм — движение крайне неоднородное. Его представительницы сходятся в одном — защите прав женщин. Однако способы этой защиты различаются, причем радикально. Один из основных камней преткновения — защита права мусульманок добровольно носить хиджаб. Во время второй волны феминизма отношение к обычному хиджабу и, тем более, никабу и парандже было однозначно негативным — они трактовались как символ угнетения и подавления женщин, от которого тех надо освобождать. Даже если женщина носит хиджаб добровольно, она априори жертва угнетения, на которую возложена ответственность за сдерживание направленной на нее мужской похоти. Однако во время третьей волны феминизма пришло понимание, что помимо западных ценностей есть другие, и феминизм может и должен адаптироваться к иным культурам, не выбрасывая их представительниц на обочину движения. Свобода женщины заключается в праве самостоятельно выбирать свой путь, даже если ее мировоззрение не нравится желающим ее защитить. Попытки отнять эту свободу, пусть даже из лучших побуждений, ущемляют ее достоинство.

Хиджаб далеко не всегда надет на женщину насильно. Так, опрос двенадцати американских мусульманок, проведенный исследовательницей Андерсон Бекман Аль Вазни из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле, показал, что все они выбрали хиджаб добровольно. Причем восемь из них считали себя феминистками. Одна даже заявила:

Я мусульманка, а значит – феминистка по определению

Более того, ношение хиджаба неожиданно удачно вписалось в набирающий силу протест против западной системы объективации женщин, коммерциализации и стандартизации красоты. Этот протест выражается и в искусстве — так, французская уличная художница под псевдонимом Принцесса Хиджаб рисует хиджабы поверх изображений моделей в бикини, подчеркивая, что женские тела — не для продажи.

Плакат в Швейцарии, призывающий голосовать за запрет никаба
Плакат в Швейцарии, призывающий голосовать за запрет никаба

Диспут между феминистками, придерживающимися полярных точек зрения, идет до сих пор. Запрет на разные виды хиджаба поддерживают радикальные и часть либеральных феминисток. Так, швейцарский политолог арабского происхождения Эльхам Манеа поддержала запрет никаба, поскольку он является «символом религиозной фундаменталистской крайне правой идеологии». Ей вторит колумнистка Toronto Sun Фарзана Хассан: «Только горстка женщин пытается нормализовать ношение хиджаба. Большинство женщин в хиджабах остаются маргинализованнными и угнетенными».

Против запрета на хиджаб высказываются пост- и деколониальные (учитывающие опыт и специфику жизни женщин из стран третьего мира и выступающие против гегемонии западного дискурса), а также некоторые исламские феминистки.

Сторонников запрета хиджаба они обвиняют в «комплексе белого спасителя», который уверен, что лучше знает, что нужно жителям «менее цивилизованных стран».

«Феминистки восточного мира считают, что феминистки на Западе транслируют на них свое понятие о культурных нормах и том, как себя должна вести женщина, — пишет сотрудник Амстердамского университета Данис Гараев. – И замечают, что это похоже на культурную колонизацию под видом освобождения».

«Хиджаб не освобождает женщину, но точно так же ее не освобождает и обнаженная грудь, — утверждает в колонке для New York Times писательница Сара Ясин. – В действительности же освобождает возможность выбора между этими двумя вещами. Нелепо думать, что угнетение пропорционально тому, насколько укрыто чье-либо тело. Запрет на никабы во Франции и на мини-юбки в Уганде, искаженное законодательство о репродуктивных правах в США – все они сигнализируют, что наши тела нам не принадлежат. Светские или религиозные, либеральные или консервативные – эти движения не согласны друг с другом, но сообща готовы объявить войну женскому телу».

Для многих мусульманок ношение хиджаба – феминистский акт, символ идентичности и борьбы с культурным империализмом, — вторит ей София Стивенс из Вашингтонского Государственного Университета. — Мусульманки определяют и развивают феминизм, но на собственных условиях

Из-за этой раздвоенности в самых разных регионах, где обсуждается запрет на разные виды хиджаба – во Франции, Квебеке, Швейцарии, Турции – часть феминисток выступает за такую меру, а часть – активно против. Так, в Швейцарии при обсуждении запрета на одежду, скрывающую лицо, феминистки оказались одной из немногих политических сил, поддержавших мусульман.

«Лично мне не нравятся ни паранджа, ни никаб, ни платок католических монахинь, — заявила депутат федерального парламента Грета Гизин. — Но это не моя забота, потому что я решаю, как жить, за себя, а они — за себя. Феминизм — это предоставление каждой женщине свободы решать, какую одежду носить. А вот желание запретить, указать женщинам, что они могут надевать — это уже не феминизм».

Участница акции протеста "Руки прочь от моего хиджаба"
Участница акции протеста "Руки прочь от моего хиджаба"

Среди российских феминисток тоже нет единого мнения по поводу запрета на хиджаб.

«Я скорее ближе к радикальным в этом вопросе. Считаю, что никто не должен его носить, – утверждает создательница телеграм-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова. — Потому, что даже в Коране на самом деле ничего не говорится про его обязательность. Просто патриархальные мужчины многое переврали под себя, чтобы женщин под сапог загнать. Но если в европейских странах запрещать женщинам появляться в хиджабе в общественных местах, женщина будет затворницей дома, потому что ее «хозяева» мужчины никуда не пустят. Это очень тяжелая и сложная тема. Безвыходная ситуация».

«Поначалу мне казалось, что через хиджабы в школе детям навязывают ислам. Но сейчас я вижу, к чему может привести в наших условиях запрет на них, – говорит журналистка и правозащитница Светлана Анохина. – Часто родители требуют от девочки ношения хиджаба, а если в школе его не разрешают, ее оттуда забирают.

Для родителей, которые не хотят, чтобы ребенок учился, это очень удобно. Тут государство и семья идут рука об руку. Даже если девочке хиджаб и был в тягость, такое давление переводит ее в категорию страдалиц за веру. Попирателей женских прав и так достаточно, добавлять сюда еще и государство крайне неразумно.

Девочки, не попавшие в учебные заведения из-за запрета на хиджаб, вытесняются в сферу, где женщина делает только черную работу, где она не может вырасти интеллектуально и социально, где она зависима от мужчин своей семьи. Мусульманки должны быть на равных с остальными женщинами, они должны иметь возможность интегрироваться, социализироваться, получать образование. Если мы за право женщины одеваться, как она хочет, надо помнить, что иногда она хочет надеть хиджаб, и не наше дело обсуждать, почему. Поэтому я за полный законодательный запрет на запрещение хиджабов в местах учебы.

Я часто сталкивалась с радикальными феминистками, сторонницами запрета хиджаба, и помню, как им ответила одна девочка из Ингушетии. Она сказала: «Мой хиджаб – это моя победа в борьбе». Ей действительно пришлось преодолеть серьезнейшее сопротивление семьи, просившей ограничиться традиционным платком. А она хотела именно хиджаб, не платочек. И победила, хотя это было нелегко. И потом, через несколько лет, так же, сама, приняла другое решение и сняла хиджаб».

Подписаться на мой канал можно здесь!