Как только ребёнок начинает хоть что то говорить, родителей это сразу приводит в восторг. Но проходит год, два и они понимают, что у их ребёнка проблемы с выговариванием некоторых букв. И начинается паника, поиск всевозможных способов постановки недостающих букв. В часности такой звонкой, рычащей буквы "РРРРРРРРРР". А почему ребёнок не выговаривает, не говорит эту букву, давайте разбираться.
В моём детстве у меня у самого была такая проблема. Но благодаря хорошим логопедам я быстро освоил эту букву. Чего желаю и вашему ребёнку.
Итак, ребёнок развивается согласно определённому "графику", так и речь малыша имеет определённые этапы развития. Если к 2-3 годам какие то буквы ребёнок не говорит, тут нет ничего страшного. Достаточно позаниматься с ним артикуляционной гимнастикой, в доступной игровой форме. А если к 5-6 годам он не выговаривает "Р", тут уж нужен детский специалист по постановки речи.
Хороший логопед сразу определит причину, по которой этот звук ребёнку не поддаётся. По тому как малыш говорит, можно определить проблему. Многие дети место "Р" говорят другую букву, преимущественно это "Л" (что кстати говоря было в моём случае). Другие малыши "Р" пропускают в словах, чаще в середине слова и "проглатывают" в окончании. Если у ребёнка слабо развит артикуляционный или дыхательный аппарат, то эту букву он произносит с помощью гортани, что тоже не верно. И чтобы исключить серьёзные проблемы, когда ребёнок уже в более старшем возрасте, лучше показаться логопеду.
Ну а мы приступим к обучению артикуляционной гимнастике. Упражнения должны быть интересны ребёнку, иначе он будет "лениться", и процесс обучения затянется на долгое время. Поэтому, если ему что то не нравится, не настаивайте, а переходите к другому упражнению, а это можно будет проделать позже, когда у него придёт вдохновение.
Так же не маловажным фактором является регулярность занятий. Постарайтесь находить время для занятий с вашим рубёнком. И у вас всё получится.
Итак, сами упражнения (да кстати вымойте руки, они нам тоже понадобятся чистыми) :
1. Цоканье.
Отправьтесь с ребёнком путишествовать на лошадках. Поднимите язычок к небу, и как бы поглажывая им небо ведите кончик языка вглубь, а затем отрывайте его вниз. Подражайте лошадке, как она цокает копытами. Посоревнуйтесь с ребёнком, кто из вас цокает громче, и кто быстрее "скачет" на лошадке (кто быстрее "цокает").
2. Стоп лошадка.
Мы научились скакать на лошадке очень быстро. Теперь нам надо её остановить. Чтобы лошадка остановилась говорим "ТПРУ". Губы должны вибрировать (если не получается, то вначале можно пальчиком поводить по губам вверх-вниз быстро, быстро произнося звук "П"). Лошадку остановили, теперь поскакали дальше (делаем первое упражнение).
3. Птичий двор.
Прискакали мы на двор, где живёт много разных птиц. Пусть ребёнок скажет, какие птицы живут на этом дворе, и как они говорят. Не забудьте похвалить его, сколько птиц он знает. Правильно, здесь есть и курочки, и петушки, и уточки, и гуси. А ещё, здесь живёт большой индюк. А знаешь как он говорит? А он говорит вот так (быстро просовываем язык между слегка сжатыми зубами и губами), должно получится что то похожее не "бл-бл-бл". Пускай ребёнок попробует повторить.
4. Попрыгужки.
По двору мы погуляли, а теперь давай зайдëм в домик - ротик. Кто у нас там живëт, правильно язычок. А чтобы ему было не скучно, давай он у нас там попрыгает на диванчиках (это бугорки за зубками). Пусть ребëнок поводит по этим бугоркам язычком, сначало по верхнему, затем по нижнему. Проконтролируйте чтобы язычок нашëл диванчики, можно помочь ребëнку найти их, для этой цели можно использовать ложечку, чистую ватную палочку, ну или пальчик (вы же помыли руки). А теперь пускай язычок попрыгает с верхнего диванчика, на нижний и обратно. Обратите внимание малыша, что язычок не должен касаться зубок.
5. Ветерок.
Пока мы заходили в домик, поднялся лёгкий ветер. Продемонстрируйте ребёнку свою лёгкую улыбку, язычок поднемите к верхнему "диванчику", а затем сделайте сильный выдох. И чем сильнее выдыхаете, тем сильнее должен вибрировать язычок. А звук должен получится похожий на "ТРРРРРРРРРР". Но если у ребёнка получается только "ТТТТТТТТ", значит язычок у него касается зубов. Скажите ему, чтобы язычок он поставил на диванчик. Расстояние между верхними и нижними зубками должно быть такое, чтобу между ними свободно проходили пальчики. Изо рта при этом должно быть лёгкое дуновение ветерка.
При разговоре с ребёнком старайтесь ненавязчиво, в игровой форме почаще рррычать. Пусть малыш рыча передразнивает вас. также можно поиграть с ним в котят: налить в блюдечко молоко или сок и лакать как котятки. Читайте ему книжки с рычащими животными. Изучите поговорки, скороговорки и другую рррычащую литературу.
Эти простые упражнения понравятся малышу и помогут ему добиться нужного результата. Главное, терпение и регулярность. И я уверен, что у вас всё получится!
Буду благодарен вам если поставите лайк и подпишитесь на мой канал. Комментарии приветствуются. Благодарю.