Практически весь предыдущий год я, как заядлый геймер, пожелавший еще и оборудовать себе место и возможность заниматься стримингом видеоигр и записью игрового видео без заморочек, занимался вопросом оптимальных затрат бюджета на приобретение нужных комплектующих. Я нашел для себя оптимальные решения, и поделюсь ими в этой статье. Это чисто мой личный опыт, он может быть и оспорен, конечно, я не такой великий спец по железу, хотя за плечами и многолетняя практика работы в IT, некоторые вещи и для меня оказались открытием.
Постановка задачи.
Моя задача была довольно тривиальна - в минимальный бюджет уложить улучшение собственного компьютера до состояния, в котором он может спокойно играть в современные игры, монтировать видео и даже вести прямые трансляции, не вызывая никаких осложнений. В идеальном варианте, затраты не должны превышать 20 000 рублей за один раз, если с первого раза достичь намеченной цели не получается - можно будет повторить заход через пару-тройку месяцев, чтобы довести до нужного состояния.
Начало процесса.
Но, я сразу так скажу. Я не буду превращать эту статью в техно-блог на манер "Техноревью" или THQ. Хотя некоторые отчетные данные своего опыта я приложу, для наглядности, все же, эта статья в основном про опыт, полученный в процессе поисков и при получении результата. Не хотелось бы слишком затягивать статью, тем более, что, скорее всего, я продолжу дописывать к ней другие, дополнительные материалы отдельно. Ну а, если что, обращайтесь в комментах насчет уточнения интересующих вопросов.
Мои данные были таковыми на начало мытарств: процессор Intel Core i5 2500 какого-то старого сокета из начала 2010 годов, офисная материнка под ним(хорошая игровая материнка сгорела давным давно), 8 гигов оперативки DDR3, видеокарта GTX1060 6 Gb, ну и 600-ваттный блок питания, вроде Чифтек стоял тогда, сейчас я уже поменял его.
В принципе, ну в принципе, по минимальным параметрам, чтобы запустить видеострим - даже это пойдет. Когда я начал изучать этот вопрос, то быстро пришел к выводу, что самый простой и быстрый способ запуститься с оптимальными затратами, или даже без них - это возможно было в моем случае, это чип кодирования NVENC, который встроен в видеокарты NVIDIA уже несколько поколений, моя GTX1060 таким обладала и умела пользоваться в полной мере. Супер-полезность такого подхода тут заключается в почти полностью, процентов на 80, аппаратном кодировании видео с помощью этого самого чипа. Но, умные слова долой, говорим проще - запуская стрим на Твитч, Ютуб, или тот же Дзен - компьютер практически не ощущает нагрузки. Все делает микросхема на видеокарте, а потому - никакие другие части компьютера не нагружаются. А потому можно выполнять на компьютере и другие задачи - например, играть, подключить камеру, вывести чат, и так далее. По крайней мере, так было в теории.
Суровая реальность сурова.
На практике все же все далеко не всегда и во всех условиях так радужно. У разных площадок совершенно разные подходы и возможности к кодированию видео-потока твоим компьютером, а, соответственно, и разные требования. Укажите в комментариях, пожалуйста, если хотите, чтобы я написал отдельно статью о возможностях стримить на различных сервисах исходя из их требований, я предпочитаю не останавливаться на них в этом материале.
Проще говоря, даже системные требования у разных площадок могут выйти очень разные, к минимальной конфигурации ПК. Из виденных мною, самой "прожорливой" к твоему железу является Twitch, а вот на Youtube зачастую можно стримить и с утюга. Правда, на последнем качество картинки всегда страдает в худшую сторону, в том числе и с улучшением оборудования. Ютуб всегда будет портить тебе картинку.
Но, это еще не все. Увы, процессор оказался в итоге настолько слабым по современным реалиям, что не мог просто нормально поддерживать современные игры в рабочем состоянии одновременно с процессом стриминга, который почти полностью лежал на видеокарте. Просто, сопутствующие стримингу приложения слишком грузили бедный старый i5 настолько, что он перегревался, притормаживал и вообще много тупил. Возможно, это моя личная проблема, и только моя, так как вместе со стримом я запускался "по максимуму" - на втором мониторе был открыт чат, само приложение для кодирования видео(я использую OBS, хотя перепробовал почти все из них) тоже нехило "отжирает" мощностей у системы даже в простое, играла музыка и все такое прочее, сопутствующее.
Самые "нормальные" результаты, чтобы не было повсеместных лагов и подвисаний в процессе стрима, я получил на настройках кодирования с помощью видеокарты(NVENC) при видео в разрешении 720 пикселей(HD формат) в 30 кадров в секунду. Так стримить было относительно можно, но не очень долго - через пару часов процессор все же заявлял, что он подустал. Да и вообще, по нынешним меркам - это самое худшее, что ты вообще можешь предложить своим зрителям, явно сильно ниже стандартов современного качества. Такой поток, в принципе, можно вести, если тема программы - не видеоигры, а чат, общение, может быть - ток-шоу. В плохом качестве и раздражающими глаз 30 кадров в секунду. Впрочем, лишь бы твой контент был хорошим.
Компьютер было решено обновлять.
Стримить на таком хламе было решительно невозможно, даже силой видеокарты. Не спасла бы положение в этом случае и более мощная видеокарта - старый ПК ее бы просто не вытянул, как и в предыдущем случае.
Весь процесс выбора я описывать, опять же не буду. Возможно, я посвящу отдельную статью процессу подбора бюджетных альтернатив - внешние кодеки видео, стрим с двух компьютеров и подобные решения. А сейчас, вернемся к нашим баранам. Процессорам. Итак, какой процессор использовать для стримов?
Я много материалов перелопатил. В итоге пришел к выводам, что мой выбор - это современные процессоры AMD из серии Ryzen. Если сказать вкратце, то выбор был не велик, мне в любом случае нужно было менять платформу(чипсет, а значит, и материнскую плату), так что просто заменой Intel процессора на другой, более мощный, я бы обойтись не смог. А цены в пересчете на мощность более выгодно, и даже бюджетно, выглядели у AMD посимпатичнее.
Материнку взял просто самую дешевую - MSI B450M PRO-VDH MAX. Особых задач перед ней не ставил, все что на ней есть - мне подходило. Главное - поддержка нужных скоростей памяти. MSI, я, предвзято, конечно, доверяю очень давно. Добрал к ней комплект памяти на 16 Гб.
С процессором, уфф, друзья, перелопатил кучу текстов. Все склоняло меня к покупке именно RYZEN 5 2600 (на тот момент) - самый оптимальный по производительности и цене AMDшный камень. Сколько раз я увидел фразы в отзывах типа
Если хочешь одновременно играть, монтировать и стримить - то это твой выбор за оптимальную цену
Ну, в общем, общественное мнение в итоге победило - я взял именно этот камешек.
Да в общем, что, тут, действительно, особо и не придерешься. RYZEN 5 2600 очень достойный представитель процессоров для домашнего компа. В общем и целом, я ни разу не пожалел, что взял именно его, хотя, как показала практика, в дальнейшем, результат для меня не стал идеальным, и, позже, я пересмотрел свое решение.
Что настримил на Ryzen 5 2600.
Вообще-то, моей окончательной и безоговорочной победой над своими "железными" проблемами за приемлемую цену должен был считаться свободный и не замороченый стрим на настройках:
- разрешение 1080 пикселей
- частота 60 кадров в секунду
- отсутствие "лагов" и "тормозов"
и... Этот процессор, на самом деле, таких характеристик не выдает, увы.
Погружаемся в тонкости. Да, я стал без особых заморочек запускать видео-потоки с играми именно на таких настройках, какие привел выше. Но заслуги процессора в этом практически не было. Как и ранее, поток кодировала видеокарта GTX1060, и уже с этим камнем на борту компьютера, она действительно практически никак не загружала в процессе другие "узлы" ПК. С программой кодирования и прикладным софтом RYZEN 5 2600 справлялся уже на "ура". Игры так же шли, любые, без вопросов и просадок, в том числе и прямо во время кодирования.
В чем тогда была проблема? Проблема была в кодировщике NVENC. Ну, для кого-то это и не проблема вовсе, а вот мне, с моей занудностью, покоя не давала. Секрет в том, что NVENC - это так себе кодировщик видео-потока. Скажем прямо - из всех доступных видов кодирования стрима, чип, встроенные в видеокарты NVIDIA - самый слабый вариант, который кодирует с приемлемым, но самым худшим качеством. Если слегка, прямо немного, углубиться в теорию: у кодировщика видео на ПК есть несколько настроек качества кодирования, как правило, они называются соответственно занимаемым ресурсам - ultrafast(самое быстрое с минимумом использования мощности процессора), superfast, veryfast, faster, fast, meduim,slow,slower, veryslow, placebo(самое медленное, без ухудшения качества картинки вообще, самое прожорливое, недоступное настольным ПК).
Современный стример должен стремиться к качеству medium, как самому оптимальному - высококачественная картинка при разумных затратах ресурсов. Так вот, микросхема на видеокарте NVIDIA кодирует на уровне самых слабых предустановок из вышеперечисленных, да еще и выбрать настройку нельзя - она зашита железно. В реальной жизни, например, эта теория выливалась в следующие результаты - на активных игровых сценах, при кодировании видеокартой, мое лицо на веб-камере постоянно "расплывалось" и "сыпалось" на пиксели, потому что видеокарта не успевала все обрабатывать. Такие же размытия то и дело случались и на самой картинке игрового процесса. Да и в целом, NVENC, хотя и дает довольно стабильную и качественную картинку, но, все же, более "замыленную", как будто подернутую каким-то туманом, чем то же самое старое-доброе кодирование с помощью мощностей процессора.
В этом месте я решился перевести мощности кодирования на процессор, чтобы убрать эффект, вызывающий мое негодование - зря, что ли, у меня такой новый и модный, и бюджетный, процессор. И тут меня ждало некоторое разочарование - процессор "не смог".
Оказалось, что RYZEN 5 2600 довольно быстро уперся в потолок своей производительности при попытке "завести" кодирование видео на нем. В общем и целом, процессор способен даже вести трансляцию в 1080 пикселей и 60 кадров в секунду, но, это отнимает всю его мощность. Более-менее нормально, без лагов, он способен транслировать своими силами поток в 720 пикселей и 60 кадров в секунду, если игра, которая запущена в этом время, не слишком "прожорливая". Хотя проблема распада на пиксели со стороны веб-камеры, да и в целом, картинки, ушла, и полученное 720 пикселей изображение было четче, чем на 1080 пикселей, полученных с видеокарты, это было не то, что мне было нужно.
Но, как я и говорил, процессором в целом я остался доволен. Сейчас он служит свою безупречную службу на компьютере моего сына, запуская любые игрушки без всяких вопросов. А вот в качестве стриминга, в итоге, что же он может:
- стримы в 1080 пикселей 60 кадров в секунду возможны на максимальной загрузке, без игры, только чат, и то, с трудом, на настройке в районе faster
- вполне под силу стримы 1080 пикселей 30 фпс, faster-fast, но, опять же, желательно без игр, или - с медленной игрой, где нет резких движений
- играть можно почти вплоть до medium настройки, при стриме в 720 пикселей 60 кадров в секунду, если игра не слишком прожорливая
Кстати, на сегодня более актуален его более молодой собрат, уже следующего поколения, который мощнее процентов на 10 - RYZEN 5 3600. Да, процессор более новый, и более мощный, но, обманываться не стоит, на порядок лучше он не стал, и преспокойно тянуть 1080p60 по волшебству он не станет.
Но, это все еще очень, я повторюсь, очень хороший процессор для настольного ПК. Просто кодирование видео - задача весьма ресурсоемкая для любого из них.
Я решил свои проблемы.
Вкратце - я перелопатил еще массу тестов, статей и списков. Примерно через полгода обладания новой системой я принял решение поставить точку в этом вопросе, и заменить процессор на еще более мощный. По итогам выборов кандидатом стал представитель нового поколения - AMD RYZEN 7 3700X.
Ох, друзья, как я переживал и боялся. Стоит он заметно подороже предыдущего, и он должен был, просто обязан, с моей точки зрения, оправдать каждый вложенный в него рубль. Хотя это решение по-прежнему довольно-таки бюджетное - а потому и был страх, что этот процессор недалеко ушел от своего собрата.
Долго размусоливать тут нечего, взял и взял. Кстати, еще и память заодно взял более скоростную, чтобы выжать на максимум ресурсы производительности. Ну, я реально теперь боялся совершить ошибку и взять "недостаточно" своим потребностям.
Ну и, по результатам тестирования, что вам сказать. Мощность этого процессора просто не нужна на настольном ПК, в моем понимании. Конечно, у каждого задачи свои, профессионалы в разных областях работают с совершенно разным ПО, но, представляя себя обывателем, у которого нет задач с очень высокой нагрузкой на процессор(игры к таким задачам относятся очень очень редко), я бы сказал - таких мощностей дома иметь просто нет необходимости.
Мои ожидания RYZEN 7 3700X не только оправдал, а сильно превзошел, как вы можете догадаться.
Для себя тему со стримингом, и железом под него я закрыл, и не уже не коснусь ее до тех пор, пока не решу стримить в 2к/4к, да и то, я не знаю, а может он и это спокойно может, просто, мой стандарт на сегодня - это 1080р60.
- на предустановке кодировщика medium ведет стрим 1080 пикселей 60 кадров в секунду, будучи загружен от силы на 10%
- никакие другие задачи, включая параллельно запущенные игры, музыку и прочее не способны его серьезно нагрузить
Таким образом, свои ответы на вопросы, которые я "копал" около года, я нашел и остался полностью удовлетворен. Да, я превысил сумму в 20 000 рублей, которую я планировал тратить за один раз. Но, ни разу об этом не пожалел. Спасибо, что прочитали это "душеИзлияние", я надеюсь, что оно было хотя бы отчасти полезно. Если есть вопросы, если хотите, чтобы я раскрыл отдельные аспекты вопроса железа для стриминга более подробно - пишите в комментариях. Я не великий спец по всем вопросам, но, видит вселенная, материалов и вариантов за это время я перебрал огромную массу, поэтому - некоторые навыки и знания накопились.
Стрим, записанный уже с RYZEN 7 3700X, правда, тут ретро-игра, но, поверьте, любая игра идет бодро и без проблем:
А вот вариант записи уже с Mortal Kombat 11:
Спасибо!