Найти тему
18,6K подписчиков

Читая “Маугли”: Что я поняла про индуизм?

1,5K прочитали

Добрый день! В этой публикации, как и обещала, рассказываю о своем втором культурологическом открытии, подаренном мне “Книгой джунглей” Редьярда Киплинга, которую мой муж читает каждый вечер дочке, а я слушаю “вполуха”, занимаясь своими делами. Первое здесь.

Оно связано вот с этой фразой из текста:

“В джунглях Индии времена года переходят одно в другое почти незаметно. Их как будто всего два: сухое и дождливое…” [“Книга джунглей Редьярд Киплинг]

Действительно, по описаниям в литературе, по рассказам местных жителей, есть влажный муссон и сухой сезон. И они правда, мягко переходят из одного в другое. Я сама была в регионе, во время перехода от ливней, и тогда для меня стало большим открытием, что во время дождя не становится холодно, свежо - да.

Добрый день!

Это вовсе не как у нас: если с неба потекло, то практически в 100% случаев, жаркий день безнадежно испорчен. А при смене сезонов, как мы узнаем начало осени? Зарядили бесконечные холодные дожди, Зима начинается снегом, весна - солнцем, причем вчера еще могла бушевать метель. Только лето, наверное, входит в свои права достаточно нежно.

Но вернемся к Индии. Дело в том, что там нет не только резкого перехода сезонов, но и бога плодородия, который умирает и воскресает снова. Свойственного другим культурам Старого и Нового света. Такого как Осирис в древнем Египте, Инанна и Иштар, Думузи и Таммуз в Месопотамии, Персефона/Прозерпина и Адонис в Греции и Риме, и, даже, Юм-Кааш у индейцев майя. Его просто нет ни в ведической, ни в индуистской мифологической традиции.

Кто же тогда отвечает за плодородие? Шива!

Добрый день!-2

Но это его, скажем так, побочная функция. Он бог мужской силы, которая заставляет все наливаться и подниматься, как у славян Ярило, - ярый бог. Вероятно, в Индии, где, как говорится, палку воткни, она расти будет, и не нужен особый бог плодородия, а мягкая смена сезонов позволяет ему не страдать от ежегодного умирания и воскресения.

Вот такие два культурологических открытия я сделала для себя.

Вы представляете как все должно было соединиться, будто “звезды сошлись”: и чтение книжки дочке, и воспоминания о советском мультике, и мой бэкграунд по индийской культуре, и подготовка в это самое время новых публикаций по теме “Средневековая Индия”... В этом есть что-то мистическое)

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

В следующей публикации цикла поговорим про бессмертное произведение А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала