Мне в последнее время очень интересны народные промыслы и региональные ремесла (старею, наверное), нравится чувствовать живую душу и энергию мастеров. Но далеко не все, что показывают и продают по России, мне нравится и вызывает отклик в душе.
Но я с большим удовольствием хожу по мастерским, заводам, музеям, знакомлюсь с новыми для себя видами декоративно-прикладного искусства. Поэтому я и поехала в Жостово, чтобы посмотреть на коллекцию подносов. Я помню, что у бабушки был большой синий круглый поднос, и она подавала на нем чай гостям, это была такая парадная вещь.
Видимо, поэтому мне и казалось, что жостовские подносы – это «бабушкинский стиль». Но я уже убедилась, например, на вологодских кружевах, что народные промыслы могут быть очень современными, да и павловопосадские платки тому пример. Так что решила увидеть все своими глазами.
В музее несколько залов, стены которых сплошь увешаны подносами. Здесь проводится очень интересная экскурсия (только желательно не попадать в группу с детьми или брать индивидуального гида). Можно поучаствовать в мастер-классе и расписать самому поднос (мастер сильно всем помогает, так что у всех получается прилично). Я рисовать не стала, как вижу себя с кистью в руках, так сразу вспоминаю Сеятеля и Остапа Бендера. А вот экскурсию послушала с большим интересом.
В экспозиции есть подносы середины 19 века, некоторые уже в дырочках, есть большая коллекция советского периода и современные работы. Так что видна эволюция росписи. От наивной, немного лубочной до изысканной и нежной сегодняшнего дня. Удивило разнообразие фонов и форм, как-то раньше я думала, что преобладают круглые и прямоугольные. И сюжеты тоже оказались не только цветочные, это было для меня неожиданностью.
Конечно, в своей квартире я места таким произведениям не нашла бы, хотя у меня полно всяких «безделушек», но некоторые произведения мне очень понравились. Особенно влюбилась в серый и молочный подносы – ну как же красиво!
Но все же мне кажется, что в России время подносов прошло (или еще не пришло). Хотя они очень красивы, но как-то нет им места в наших современных домах. Или я ошибаюсь?
Я перефотографировала, наверное, там все подносы, поэтому собираюсь написать подробнее об истории промысла и об отдельных периодах (фото и информации много), если вам интересно, конечно?
Читайте также:
Невероятные узоры: побывала в роскошном в музее кружева в Вологде