Уважаемые читатели! Этой записью я открываю новую серию из семи частей о христианской символике. Нередко среди непросвещенных христиан или противохристианских атеистов (иноверцев, неоязычников и т.д.) рождаются заблуждения о различных авраамических символах, таких как языческий Кадуцей у патриархов и епископов, перевёрнутый папский крест и т.д.
Встречайте:
6 противоречивых христианских символов, способных ввести в заблуждение, §I
На Сикстинской капелле, среди прочих ренессансных иудео-христианско-древнегреческих фигур, можно углядеть Моисея с посохом (штандартом) в виде креста, который обвивает... Змей?
Так точно: во второй книге Библии, "Исход", среди прочих бедствий богоизбранного народа упоминается нашествие ядовитых змей. Тогда Бог послал пророку Моисею медный жезл в виде змия, обвившего крест - это был прообраз крестного страдания Христа, которое в те времена было лишь позорной казнью для дезертиров, пострашее сожжения. Евреям, терзаемым змеями, хватало одного взгляда, брошенного в сторону Медного змия, - и недуг пропадал.
Проблема в том, что Медный змий как своим внешним видом, так и назначением поразительно схож с древнегреческим Жезлом Асклепия: бродячий бог врачевания Асклепий, направляясь во дворец царя Миноса, обнаружил посредством обвившейся вокруг посоха змеи волшебную целебную траву; сыном Асклепия была та самая Гигея, чашу которой мы видим на аптекарских вывесках.
XVII век на Руси, как известно, вошёл в историю как "Бунташный", хотя срединного его правителя, Алексея Михайловича, прозвали Тишайшим. В 60-е годы гремел по Отечеству голос Стеньки Разина, призывавшего народ на борьбу с коррупцией и взяточничеством. Ему же приписывают слова: "Терзают меня два змия ужасные!" (Кстати, всем советую стихотворения А. Толстого "Суд" и М. Волошина "Стенькин суд".) Можно, конечно, предположить, что Донской атаман был знаком с "Левиафаном" Томаса Гоббса и имел в виду государственного василиска, но как-то больше верится в то, что спровоцировала появление этого афоризма одна из церковных реформ патриарха Никона: а именно - замена епископского жезла.
Если раньше "посох апостола Петра" был обычной двурогой палкой, то теперь его заменили на греческий - с двумя змеиными головами. Ну, реформаторы пытались убедить народ, что это тот самый Медный змий (не глядя на число змей в нём и в греческом посохе), тогда как это - явно второй элемент древнегреческой мифологии, Кадуцей. Согласно мифу, Аполлон подарил брату Гермесу в знак примирения волшебный посох; решив его проверить, Гермес поставил посох между двумя схватившимися змеями: те моментально отвлеклись от драки и обвили посох в такой идеальной симметрии, что Гермес навсегда оставил их на своём жезле.
Легендарного алхимика Гермеса Трисмегиста считают слиянием египетского Тота и греческого Гермеса, потому и жезл его считается символом мудрости и всеведения. Так жезл и воткнулся, грубо и бесцеремонно, в русскую церковную жизнь, став также одним из символичных яблок раздора между Никоном и протопопом Аввакумом. У католиков, например, посох выглядит как змей, закруглённый в спираль - вот это может быть и Медным змием, и тотемом царя Соломона, но ни Кадуцеем, ни Асклепиевым жезлом его не назовешь.
Лично моё мнение: я не против внедрения в христианство и православие в частности мифологической символики - разве греки не были мудрецами? Вопрос в том, з а ч е м вместе с прочими "основами православной веры" подавать как пример христианской ревности и стойкости историю о том, как Митрофан Воронежский отказался идти к Петру во дворец между двумя языческими статуями. Или блж. Иероним: его Ангелы ИЗБИЛИ ПЛЕТЬМИ за то, что он читал древнегреческие книги - ???
Пишите в комментариях!