В опубликованном «Властелине колец» говорится:
«– Не хватает только двоих, – продолжал Элронд. – Я подумаю над этим. Среди моих домочадцев найдутся достойные.
– А мы как же?! – вскричал в отчаянии Пиппин. – Мы не хотим оставаться. Мы пойдем с Фродо!
– Ты не понимаешь, о чем просишь, более того – даже представить не можешь, что ждет вас на этом пути, – остановил его Элронд. – Иначе ты так не говорил бы» (перевод М. Каменкович, В. Каррика).
Гэндальф неожиданно поддерживает Пиппина, говоря, что даже эльфийский лорд, такой как Глорфиндель, не сможет в одиночку пробить дорогу к Огню. Эльронд возражает: чувствуя, что в Шир уже проникло зло, он размышлял о том, чтобы отправить туда двух хоббитов как посланцев – доходчиво предупредить местных жителей об опасности. В любом случае, сердце Эльронда противится уходу младшего, Пиппина, с остальными.
Этот диалог в некоторой степени отражает сомнения самого автора, зафиксированные в черновиках.
«Фактически девять было изначальным количеством, в первом наброске «Совета Эльронда» (VI.397): Фродо, Сэм; Гэндальф; Глорфиндель; Ходок; Бурин сын Балина; Мерри, Фолко, Одо. Занятно наблюдать, насколько близок по своему замыслу был состав Компании в самом начале к окончательному его виду; хотя некоторое время это отвергалось», – пишет Кристофер Толкин, имея в виду, что вскоре после первого списка, приведённого выше, с 1939 г. до 1941 г. участников похода было семеро, а не девятеро.
Персонажи Фолко и Одо на разных этапах исчезли из повествования: четвёртым хоббитом стал Перегрин (сначала под именем Фарамонд), а пятым – Фредегар Болджер, в конечном счёте Шир так и не покинувший. Во втором варианте семерыми участниками были Гэндальф, Ходок, Фродо, Сэм, Мерри, Фарамонд и Глорфиндель. В примечании к этому второму варианту Толкин предполагал возможность исключить Глорфинделя и оставить в составе Компании лишь Гэндальфа и шестерых хоббитов – пятерых, совместно покинувших Шир, а также Ходока (который на этой стадии ещё не был человеком). В третьем варианте, на котором основывался первоначальный текст глав о походе – вплоть до гробницы Балина – в число путешественников входили Гэндальф, Ходок, Фродо, Сэм, Мерри, Фарамонд и Боромир.
В конце 1940 г., во второй версии Совета Эльронда, в поход выступали Фродо, Сэм, Гэндальф, Ходок, Боромир, Галдор из Темнолесья и Гимли сын Глоина. «Это семеро, вот и весь сказ», – заключает Эльронд. Фродо спрашивает о Мериадоке и Фарамонде (исправленном на «Перегрин»).
«– Фарамонд [> Перегрин] пошёл бы с тобой из любви к тебе, если бы ему велели, – сказал Гэндальф, –но его сердце не лежит к таким опасным приключениям, как бы сильно он тебя ни любил. Мерри огорчится, это правда, но решение Эльронда мудрое. Он весел <merry> по имени, весел и по духу, но эта задача не для него, и ни для кого из хоббитов, если только не станет он избранником судьбы и долга. Но не расстраивайся: думаю, для него может найтись иная работа, и недолго ему оставаться без дела».
На стадии пятой версии «Совета Эльронда» большинство проблем были разрешены, однако, как пишет Кристофер Толкин,
«оставался один важный вопрос, и окончательное решение следовало принять в обязательном порядке: кто должен был стать участниками Компании?
Заметки и черновики, написанные на проверочной работе «Августа 1940 г.» дополнительно это обдумывал. Одна страница рукописи читается следующим образом:
«Глава XV. Вычеркнуть беседу в саду. [1]
Начать с того, что хоббиты выражают недовольство Сэмом.
Им говорят, что разведчики отправлены.
Эльронд затем говорит, что СОЮЗ ВОИНСТВ невозможен. Мы не можем отправить или созвать на помощь Фродо большое воинство. Мы должны разослать послания всем свободным народам, чтобы те сопротивлялись как можно дольше, и о том, что родилась новая надежда, хотя и слабая. Но с Фродо должны отправиться помощники, и они должны представлять собой весь Свободный Народ. Девять должно быть их количество, чтобы противостоять Девяти слугам Зла. Но мы должны оказать поддержку войне в Минас Тирите.
<курсивом> Галдор Леголас [2]
Хоббиты <фигурная скобка> Фродо 1 Сэм (обещано) 2
Волшебник Гэндальф 3
Эльф Леголас 4
Полуэльф Эрестор 5
Дорога ДОЛЖНА ВЕСТИ В МИНАС ТИРИТ, следовательно, по крайней мере дотуда должны идти:
Люди <фигурная скобка> Арагорн 6 Боромир 7
Гном Гимли сын Глоина 8
Мерри, Пиппин. Они настаивают на том, чтобы пойти. [Вычеркнуто: Пиппин только, если Эрестор не идёт.] Эльронд говорит, что может появиться работа в Шире, и может оказаться плохо, если все они уйдут.
ДОЛЖЕН ЛИ ПИППИН ВОЗВРАТИТЬСЯ В ШИР?
Затем начинаются приготовления и сцена с Бильбо и Фродо и передачей Жала и т.д.
Здесь количество членов Компании достигает девяти, подчёркнуто соответствуя Девяти Кольцепризракам; но даже так остаётся сомнение относительно её состава, там, где рассматриваются хоббиты <…>, и не оставлявшее моего отца чувство, что как минимум один должен вернуться в Шир, всё ещё следовало учитывать, особенно в связи с тем, что включение Эрестора «Полуэльфа» [4] довело число до восьми. Но это был последний момент нерешительности. Краткий черновик, спешно написанный чернилами на той же бумаге, вводит последнее дополнение к Компании Кольца. Отец мой написал на нём карандашом: «Набросок сокращения выбора Компании». [5]
Примечания <К. Толкина>:
1. Это отсылка к истории, впервые появившейся в изначальной версии «Совета Эльронда» (VI.407) и оставшейся во второй (с. 112), о том, как Гэндальф наткнулся на хоббитов, гуляющих по лесам во второй половине следующего за Советом дня.
2. Это, вероятно, то место, где мой отец определился с изменением Галдора на Леголаса <…>. Остроглазый Леголас Зеленолист, таким образом, вновь появился через много лет после старого сказания о «Падении Гондолина» (II. 189 и т.д.); в Гондолине он принадлежал к Дому Древа, владыкой которого был Галдор.
<…>
4. Об Эресторе «Полуэльфе» см. VI.400 и примечание 17. <«Там были три советника из числа домочадцев Эльронда: его родич Эрестор (человек из того же народа полуэльфов, известного как дети Лутиэн) и рядом с ним два эльфийских лорда из Ривенделла». В примечании сказано: «В предыдущем описании этих участников Совета (с. 395) три советника Ривенделла – это Эрестор, названный «эльфом» и «два других родича Эльронда, из того народа полуэльфов, который эльфы зовут детьми Лутиэн» – что, однако, кажется, подразумевает, что Эрестор тоже был родичем Эльронда»>).
5. Под словом «сокращение», однако, может подразумеваться, что первая из двух альтернативных версий окончательного «Выбора Компании» уже была написана <…>».
Рассказ о составе участников будет, пожалуй, неполным, если не упомянуть их четырёхногого друга.
По словам Кристофера, «очевидно, что сначала мой отец представлял Компанию верхом, с «большим гнедым конём» Боромира, белым конём Гэндальфа и семерыми пони, пятью для пяти хоббитов, и двумя вьючными животными <…>. В промежуточной стадии видим, что пешеход лишь Боромир: «Для всех хоббитов были пони, чтобы ехать там, где это позволит путь, и конечно же, свой конь был у Гэндальфа; но Боромир шагал пешком, как и пришёл сюда. Люди его расы не ездили на лошадях».
В процессе написания количество пони сократилось всего лишь до двух, нагруженных поклажей, и это было окончательное решение в этот период работы над книгой.
Существенно позже, при работе на листах «Августа 1940 г.», в повествовании сначала было также два пони (очевидно, предоставленных Эльрондом) – тот, что был куплен в Бри, должен был остаться в Ривенделле. Однако в процессе написания Толкин решил иначе. На промежуточной стадии один из пони оказался купленным в Бри; его называли «Ферни» или «Билл». Наконец, автор решил, что «Билл», приобретённый в Бри у Билла Ферни, в Ривенделле успел поправиться и оживиться, после чего стал единственным пони, сопровождавшим Компанию.
История Средиземья. Том VI. Стр. 397–398, 400, 409–410, 413, 416–417, 432. Том VII. Стр. 114–115, 161–162, 165, 172–173.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!