Сегодня вспомнился случай об одной девочке. А точнее, ее маме.
Было это году в 2018. Лето в самом разгаре.
Родители начинают паниковать, что до учебы уже меньше месяца, а английский у их чад все такой же - в бедственном положении и нужно срочно отдавать дитё на дополнительные. Уж за месяц-то точно все нагонит!
...наивно надеются они.
Находит меня на Авито женщина, у которой была дочь 4-классница, если память мне не изменяет.
Все как обычно - с английским беда, оценки плохие, слушаться не хочет, ничего не можем сделать. Спаситипамагити.
Договариваемся о встрече по телефону, что нужно взять с собой, даю адрес, и тут начинается самое интересное.
Мама девочки решила чуть подробнее рассказать о том, как справляться с ее дочерью.
... Вы с ней построже!
Если надо, кричите на нее, ругайте!...
Я аж опешила от такого.
- Послушайте, это непедагогичный подход. Я на детей не кричу. На них вообще кричать нельзя, чревато психологическими травмами. Мы попробуем по иному.
Мама что-то угукнула, на том и порешили.
Девочка оказалась действительно очень проблемной. Заниматься с ней было для меня муками ада.
Ребенок был совершенно наглый, ленивый, хамский и неуправляемый.
Ее не брали никакие методики.
Честно, я перепробовала все.
Я до сих пор считаю это своим педагогическим провалом, т.к. через пару месяцев я не выдержала и отказалась от нее.
Таких отвратительных детей у меня еще никогда не было.
Уже после полумесяца занятий начался невероятный треш: она просто игнорировала меня на занятии, сверля высокомерным взглядом. На вопрос "Почему не выполнила ДЗ?" отвечала: "Не захотела, вот и не сделала, чё пристали?! " (и это только цветочки!)
Я в тот же день отправила море голосовых сообщений ее матери, рассказав о проблеме, на что получила:
Причем, любые фамильярности и неуважение я пресекала сразу, объясняя почему так нельзя и как надо.
Проблемы с поведением носили волнообразный характер.
То лучше, то хуже.
Мать все равно ничего не могла с ней сама сделать.
А потрясающие представления ее матери о том, как надо учить ребенка английскому, оказывается, сводились в первую очередь к выполнению школьных заданий.
В моем представлении, ребенку нужно сначала дать все необходимые базовые знания, чтобы он в последующем мог сам выполнять все задания, чем мы и занимались. Сидеть и говорить ребенку правильные ответы для школьного дз - пустая трата времени и медвежья услуга.
Ребенок не поймет, как делать задания на времена, когда даже в глаголе TO BE плавает и тонет.
До меня у нее был другой репетитор, с которым она занималась (на минуточку), НЕСКОЛЬКО ЛЕТ!
Судя по всему, они только школьное дз и делали, потому что она пришла ко мне практически с нулевыми знаниями.
Помню, тогда эта школьница уже ходила с дорогущим топовым айфоном последней модели. Спрашивается, зачем?
И я пыталась предложить женщине иные меры наказания, более гуманные:
Но и это не помогло. Совсем. Девочку продолжали изощренно наказывать.
Но некоторых результатов мы все же добились:
Хотя в целом, все было по прежнему плохо:
Я пыталась объяснить ее матери, что не нужно сидеть и делать с ней дз дома.
Ведь, все гораздо проще.
Тем более то, что я задавала было подробно написано на полях тетради.
В общем, что я хочу сказать: проблема однозначно кроется в родителях, которые попросту не умеют воспитывать детей - кричат на них, бьют, не уделяют достаточно внимания или делают за них все задания.
Как следствие, ребенок ведет себя совершенно противоположно тому, что от него ожидают.
Так нельзя.
Это выливается в массу психологических травм, проблем в коммуникации, несамостоятельность и т.д. по длиннющему списку.
Тут ребенку помогут только долгие беседы с психологом.
А, ведь, многие родители зачастую даже не понимают, что у их детей есть проблемы, требующие вмешательства специалиста.
И чем скорее, тем лучше.
А репетиторы и школьные учителя тут будут всецело бессильны.
О каком перевоспитании чужого ребенка может идти речь при встречах 2 раза в неделю, когда дома продолжается ад?
Репетитор НЕ МОЖЕТ и не должен тратить половину занятия на долгие задушевные беседы о проблемах ученика. Репетитору платят за другое.
Для бесед по душам и коррекции поведения есть другие специалисты.
Тут уже и родителя к психологу, и ребёнка.
Да, безусловно, у хорошего педагога и репетитора должны быть определенные знания в области психологии и коммуникации в работе.
Но у всего есть границы, как и ограниченные полномочия.
Спустя время я поняла, что с той девочкой я при всем желании ничего сделать и не смогла бы, т.к. дома на ней будут продолжать срываться.
Возможно она была социопатом, т.к. очень многое из ее поведения говорило об этом. И тут уже явно была не моя компетенция.
Я каждую неделю, а то и чаще, писала ее маме о том, как проходят наши занятия, о ее успехах и неудачах, регулярных опозданиях и под конец постоянно невыполненных ДЗ.
У ее мамы уже просто опустились руки:
Как и у меня.
На том мы и распрощались.
К сожалению, даже если родителю прямо сказать, что нужен психолог, на учителя могут посмотреть как на умалишенного.
Какие еще психологи? Нас же без психологов всех как-то воспитывали, растили. И ничего, нормальными все выросли!
Ну да, как же.
У меня есть ученица, детский психолог. Я решила проконсультироваться с ней. По общему описанию ситуации и поведению она предположила:
Это похоже на Личностное расстройство, сейчас вообще статистика зашкаливает. 🤷🏼♀️
Я бы даже не стала говорить, что это пед. запущенность, т.к. все ваши и родительские дисциплинарные меры любого обычного ребёнка привели бы в чувство.
А раз такое отношение и к незнакомым старшим людям, то тут можно предположить иное развитие ребёнка.
Рекомендуется Психологическое сопровождение у детского психолога ребёнка и родителей девочки, т.к. они подкрепляют её поведение без учёта особенностей личности.
Хотелось бы увидеть от вас любой фидбек в комментариях об этой тяжелой истории из моей практики.