Найти тему
Хронопортация

Что стало с первой в мире боевой подводной лодкой, построенной во времена царя Петра

Многие знатоки истории наверняка знают, что самая первая военная подводная лодка была спроектирована и построена в России. Это может показаться спорным вопросом, так как ещё со времён Античности (IV век до н. э.) сохранились миниатюры, на которых великий полководец Александр Македонский (356 год до н. э. – 323 года до н. э.) якобы погружается в морскую пучину, находясь в некоем аппарате. Эти изображения весьма сомнительны в техническом плане и, скорее всего, являются плодом фантазий древних живописцев.

Кто-то может вспомнить и голландца Корнелиуса Якобсона Дреббеля (1572 – 1633), который воплотил в жизнь проект весельного аппарата. Но его детище в боевых целях не использовалось и было быстро забыто. Однако материал текущей статьи не про иностранцев, а про гениальное изобретение простого крестьянина Ефима Никонова (год рождения неизвестен – 1728) – сына Прокопия, плотника с казенной верфи.

Верфь тайного проекта. Рисунок Юрия Иванова.
Верфь тайного проекта. Рисунок Юрия Иванова.

В какой-то мере инженеру-самоучке повезло. Если бы он высказал свою идею не в петровские времена, то его, в лучшем случае, подняли бы на смех. Ну а в худшем – наказали бы палками или плетьми. Однако Пётр I (1672 – 1725) слыл ярым новатором и просто не мог оставить без внимания столь интересный проект.

И вот, 17 февраля 1720 года началось строго засекреченное строительство "потаённого судна". Именно так окрестил свой проект сам изобретатель в челобитной к царю:

"К военному случаю на неприятелей угодное судно, что под водою ходит потаенно и забирается к неприятельским кораблям под самое дно. А на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нём будет пушек..."

Под страхом казни всем запрещалось разглашать сведения о строительстве. Для окружающих это была очередная "военная игрушка Государева", ну а об истинном положении вещей знали лишь генерал Иван Головин, самодержец Пётр и сам изобретатель Ефим.

Уже к лету 1720 года крестьянин собрал пробную модель. Пётр Алексеевич распорядился провести первое испытание на Сестрорецком озере и в "оный день пешим прибежал туда раньше первых петухов". В итоге царь был доволен. Подводная лодка справилась с возложенной задачей, показав устойчивость на плаву и под водой.

Современная модель боевой субмарины Никонова. Фото: maximonline.ru
Современная модель боевой субмарины Никонова. Фото: maximonline.ru

К сожалению, до наших дней дошла лишь малая часть информации о техническом устройстве субмарины. По-видимому, с секретностью в России начала XVIII столетия было всё в порядке. Известно лишь, что в днище судна были вмонтированы листы из олова, которые имели множество мелких дыр. При погружении в отверстия проникала вода, а для всплытия или поддержки определённой глубины использовалась мощная помпа. Сразу же после первых испытаний адмирал Апраксин (1661 – 1728) повелел:

"Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть ему судно делать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы, и припасы, и по его же требованию из конторы адмиралтейских дел..."

Никонов воодушевился. Новые идеи посыпались из него, как из рога изобилия. Мастер планировал вмонтировать в аппарат медную пушку и обшить всю конструкцию калёным железом. Кроме того, он хотел сделать второй отсек для человека, который специальным инструментом разрушал бы днище неприятельских кораблей. Однако всем мечтам мастера сбыться было не суждено.

Пётр I инспектирует работы по созданию потаенного судна.
Пётр I инспектирует работы по созданию потаенного судна.

В 1721 году закончилась Северная война. Адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин смог уничтожить 90% шведского флота и без "потаённых судов". К зиме 1724 года боевой прототип был всё же построен, но при небрежном спуске на воду конструкция ударилась о дно и затонула. Сам же Ефим еле успел спастись через шлюз. В это время водоёмы северной столицы покрылись льдом, а сами испытания перенесли на весну.

К сожалению, царь Пётр до весны не дожил. На престол взошла императрица Екатерина Алексеевна (1684 – 1727), которой были безразличны какие-то там изобретения. Ефим Никонов неоднократно отправлял челобитные царице и главе Адмиралтейской коллегии, но из-за банальной бюрократии адресаты их не получили.

Не имея под рукой нужных ресурсов, инженер всё же смог худо-бедно отстроить свой аппарат. В 1727 году он сам провёл спуск на воду, но вновь потерпел неудачу. За самовольство его разжаловали из мастеров, обвинили в нерациональных растратах и выслали в одну из астраханских деревень. Ну а его детище простояло в сарае более десяти лет, сгнило и рассыпалось в труху.

Не стесняйтесь подписываться на канал, и тогда Вы не пропустите новый материал. Спасибо за внимание и всего доброго.