В весенний день 14 мая 1896 года в Успенский собор устремились тысячи людей. Все хотели стать свидетелями грандиозного события, которое стало последним в истории России. Под сводами храма прошла коронация императорской четы – Николая II и Александры Федоровны.
На царице был великолепный наряд – роскошная мантия с горностаем, платье, покрытое искусной вышивкой и перлами, ожерелье и просто невероятно красивая диадема. Юная немка чувствовала себя неуверенно в статуе супруги императора. Поднимаясь по ступенькам собора, она сильно волновалась и не решалась поднять глаза. Аликс старалась сдерживать эмоции, но не смогла скрыть их от окружающих.
Коронационное платье принцессы поражало великолепием, и было настоящим произведением искусства. Нити отборного жемчуга подчеркивали тонкую шею императрицы. В ее чертах читалось благородство и мудрость, несмотря на юный возраст. В глазах Александры Федоровны прятался страх, а может и предчувствие надвигающейся беды.
Императорская семья любила фотографироваться, и благодаря этому мы можем посмотреть как выглядели августейшие особы. Во время коронации Аликс не улыбалась, как, впрочем, и в любой другой день. Для придворных такое поведение было в новинку, поэтому супругу императора считали холодной, чопорной и высокомерной. Она почти не вела светских бесед и оттого казалась еще более чужой и странной. Дамы называли ее излишне горделивой и даже физически нездоровой.
На самом деле со здоровьем императрицы было все в порядке, и воспитана она была в лучших британских традициях. Ее бабушка, королева Виктория, дала любимой внучке превосходное образование, постаралась обучить всему, что могло пригодиться в жизни. Но в чужой стране принцесса чувствовала себя неуютно. Незнакомые традиции, люди, которых она видела впервые – все это смущало и заставляло робеть.
До приезда в Россию, Аликс имела сравнительно скромную коллекцию украшений, и к обрушившемуся богатству была просто не готова. Она долго привыкала к огромным сумма, которые ежемесячно тратились на содержание дворцов, слуг и императорскую семью. Александра Федоровна не стала менять привычки, до последнего оставалась бережливой и научила этому своих детей.
Но вернемся назад. Государыня была невероятно хороша в элегантных драгоценностях и с горностаем на плечах. Ее коронационное платье шили почти год. Талантливые вышивальщицы покрыли богатую шелковую ткань великолепными узорами. На четырехметровый шлейф нанесли рисунок, затем расшили серебряными нитями и перлами. На отделку потратили целый килограмм небольших жемчужин.
Будущее платье императрицы путешествовало из Москвы в Петербург и обратно. Дело было в том, что его дизайн придумала Ольга Бульбенкова, знаменитая модистка, проживавшая в северной столице. В то же время, декор наносили мастерицы Ивановского монастыря. Им приходилось работать по очереди, что сильно усложняло все дело.
В тон платью сшили и башмачки из серебристой. Ткань украсили узорами и жемчугом. Весь наряд получился достаточно тяжелым, и носить его было бы невозможно. Ситуацию спасало то, что увесистый шлейф несли другие люди.
Николай II относился к супруге с огромной нежностью и регулярно преподносил дорогие подарки. В ее коллекции было множество уникальных ювелирных изделий: крест с россыпью сапфиров, бриллиантовая брошь с розовыми топазами и еще одна с аквамаринами, диадемы с драгоценными камнями. Но самыми любимыми так и остались украшения из жемчуга. Она не расставалась с перстнем, инкрустированным крупным перлом и элегантными бусами. Императрица дарила дочерям на дни рождения по одной жемчужине, чтобы к совершеннолетию те могли собрать собственную небольшую коллекцию.
Список украшений императрицы, скорее всего, был очень длинным. Авторами ее драгоценностей были лучшие ювелиры России и Европы. Многие ценности безвозвратно пропали в ходе революции, часть вывезли за рубеж. Некоторые экземпляры стали частью экспозиции в Оружейной палате Кремля, в том числе и коронационный наряд Александры Федоровны.