Найти в Дзене
Историк на диване

История американской трагедии. Самые трогательные памятники Гражданской войны

"Историк на диване" начинает серию публикаций, посвященных еще одному историческому периоду, которым занимается последние годы - а именно Гражданской войне в Америке (1861 - 1865). Реконструкция сражений между Севером и Югом (автор блога, кстати, выступает на стороне северян или Союза и реконструирует сержанта 21-го Огайского добровольческого полка) по понятным причинам не является массовой в нашей стране. Однако несколько сотен энтузиастов собираются несколько раз в год, чтобы воссоздавать боевые действия и быт тех времен. И не надо пожалуйста говорить про "проклятых американцев" и патриотизм. Да, сегодня США - геополитический противник нашей страны. Но это значит, что нам тем более необходимо изучать конфликт, полностью изменивший историю этой державы и заложивший основы ее современной политической и экономической систем. Как любая гражданская война, когда брат поднимался на брата, а сын стрелял в отца, она была предельно жестока. Но с другой стороны этот конфликт называют "последней джентльменской войной". Вот такой вот парадокс. За четыре года кровавой бойни Америка потеряла больше бойцов, чем за все остальные войны, которые вела на протяжении своей истории, включая Первую и Вторую мировые и Вьетнамскую - до 1.5 миллионов человек. Сегодня мы расскажем о наиболее трогательных памятниках героям тех далеких дней.

Кстати, "Историк на диване" уже публиковал фотогалерею с одного из выездов российских реконструкторов Гражданской войны в США.

Памятник "Момент милосердия" в Национальном музее Гражданской войны (Харрисбург, штат Пенсильвания). Сержант-южани Киркланд, с несколькими флягами на боку, поит умирающего солдата - северянина
Памятник "Момент милосердия" в Национальном музее Гражданской войны (Харрисбург, штат Пенсильвания). Сержант-южани Киркланд, с несколькими флягами на боку, поит умирающего солдата - северянина

20-летний ангел милосердия

Герой этого памятника - 20-летний сержант-конфедерат (южанин) Ричард Роулэнд Киркланд, служивший во 2-м пехотном полку Южной Каролины. Свой подвиг, за который его прозвали "Ангелом Мэри Хайтс", он совершил во время страшной первой битвы при Фредериксберге (штат Вирджиния), которая произошла зимой 1862 года. Как писал об этом сражении американский историк Джеймс Макферсон в своей книге "Боевой клич свободы" (перевод Д.Голубцова):

Битва при Фредериксберге 13 декабря вновь ознаменовалась доблестью рядовых солдат армии Союза и головотяпством ее генералов, в то время как к отваге защитников города добавилось и эффективное руководство боем со стороны военачальников.

После ожесточенного сражения поле перед небольшой стеной на холмах Мэри Хайтс, за которой укрылись конфедераты, (этот момент, кстати, показан в знаменитом художественном фильме "Боги и генералы") оказалось завалено замерзающими и истекающими кровью северянами. Не выдержав страшных криков умирающих, Киркланд перепрыгнул через стену и начал поить и укрывать одеялами (чаще всего их носили в скатках на ранцах, = "Историк на диване") раненых, не разбирая, враг перед ним или друг. Когда бойцы с обеих сторон увидели, что делает молодой сержант, они даже на время прекратили перестрелку. В тот день отвага и милосердие молодого южнокаролинца спасло многих (армия Союза тогда потерпела одно из самых страшных поражений - потери северян составили около 13 тысяч человек). Собственное командование высоко оценило подвиг молодого человека и он был произведен в нижний офицерский чин - 2-го лейтенанта. Ричард Роулэнд Киркланд был смертельно ранен спустя два года, во время битвы при Чикамоге. История сохранила последние слова юного офицера:

С меня хватит. Спаси вас Господь. И скажите папе, что я умер правильно...

Памятник ставшему символом милосердия и мужества сержанту был установлен в Национальном музее Гражданской войны в США.

Кстати, "Историк на диване" уже писал, как Американские реконструкторы воссоздают 8-й пехотный полк штата Миссури.

Памятник Элизабет Торн на кладбище Эвергрин, Геттисберг (штат Пенсильвания).
Памятник Элизабет Торн на кладбище Эвергрин, Геттисберг (штат Пенсильвания).

Последняя дань павшим

Этот странный для военного мемориала памятник стоит рядом с кладбищем Эвергрин, на знаменитой Кладбищенской гряде около небольшого городка Геттисберг (штат Пенсильвания). Отлитая из бронзы статуя изображает беременную женщину с лопатой в руках.

Напомню, что в этих местах 1-3 июля 1863 года произошло одно из переломных сражений Гражданской войны в США, склонившее чашу весов на сторону Севера - битва при Геттисберге (есть интересный художественный фильм "Геттисберг" рассказывающий о той битве). Собственно, на территории кладбища и рядом с ним находились позиции северян.

Мемориал был установлен в 2002 году в честь Элизабет Торн, жены смотрителя кладбища. Когда началась война, ее муж Петер отправился служить в 138-й Пенсильванский пехотный полк (армия Союза). А его обязанности осталась исполнять Элизабет. При этом на руках у нее было трое малолетних сыновей (старшему было всего семь лет) и старые родители. Она чем могла помогала солдатам и офицерам - готовила, убирала, стирала. А после битвы при Геттисберге взяла в руки лопату и, находясь на шестом месяце беременности, похоронила более ста погибших бойцов - и конфедератов-южан, и юнионистов-северян. Причем рыть могилы ей пришлось в самой каменистой части кладбища – это был бы тяжелый труд даже для здорового мужчины. Но хрупкая беременная женщина справилась и отдала последнюю дань уважения павшим. Которых в те жаркие летние дни было много: обе армии потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 51 тысячи человек.

Мемориал Ирландской бригады. Шарпсбург (штат Мэрилэнд)
Мемориал Ирландской бригады. Шарпсбург (штат Мэрилэнд)

Лира и штык

Так вышло, что в середине XIX века в Америку хлынул поток эмигрантов из Ирландии. Причиной для этого стала эпидемия фитофтороза, поразившего урожай картофеля по всей стране. Сегодня, с супермаркетами на каждом шагу, это звучит просто смешно. Но тогда это была трагедия целого народа. "Великий картофельный голод" разделил историю целого народа на "до" и "после" и унес жизни более миллиона ирландцев. Еще миллион отправились в поисках лучшей жизни в другие страны, в основном в Америку. Таким образом, на начало войны ирландская диаспора резко увеличилась. И именно ирландцы (помните фильм "Банды Нью-Йорка" с Лео ди Каприо) составляли "верхушку городского дна" - то есть были беднейшими жителями крупных городов. И, конечно, немало их записалось в армии. Причем преимущественно ирландские подразделения воевали и за Юг, и за Север. Этот монумент установлен на поле битвы при Энтитэме (на Юге ее называют битвой при Шарпсбурге). Там северная ирландская бригада под зеленым знаменем с лирой покрыла себя неувядающей славой. Это сражение стало самой кровавой однодневной битвой на территории всего американского континента за всю его историю. Вот что писал о нем американский историк Джеймс Макферсон в своей книге "Боевой клич свободы":

Около 6 тысяч человек погибли или находились при смерти, еще 17 тысяч стонали в агонии или страдали молча. Количество жертв под Энтитэмом вчетверо превысило общее количество убитых и раненых американских солдат во время высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. В один день под Шарпсбергом пало вдвое больше американцев, чем в англо-американской войне 1812 года, американо-мексиканской и американо-испанской войнах вместе взятых.

На этом поле боя славой покрыла себя "Ирландская бригада", набранная преимущественно из католиков-эмигрантов. Они держали оборону на участке, прозванном солдатами "кровавой дорогой". За пару часов из 4000 бойцов бригады в мэрилэндскую землю легло 540 человек. А во время боя под непрерывным обстрелом капеллан бригады отец Уильям Корби перед каждой грядущей атакой южан отпускал всем бойцам грехи, как лежащим на смертном одре. В память о героизме ирландцев этот момент до сих пор стоит на земле, куда когда-то щедро лилась кровь выходцев с зеленого острова.

Мемориал 90-го Пенсильванского полка на поле битвы при Геттисберге.
Мемориал 90-го Пенсильванского полка на поле битвы при Геттисберге.

Орлиное гнездо

Этот необычный монумент посвящен памяти бойцов 90-го Пенсильванского добровольческого пехотного полка и стоит на поле битвы при Геттисберге (штат Пенсильвания). Он изображает изуродованный обстрелом ствол дерева, на котором висит немудреная солдатская амуниция бойца Союза: ранец с одеялом-скаткой, фляга, патронная и капсюльная сумки, мушкет. А сверху на "дереве" можно увидеть птичье гнездо. Это связано с историческим фактом. Во время битвы при Геттисберге старый дуб, росший на позициях 90-го Пенсильванского сильно пострадал от обстрела. И одним из взрывов с него сбило гнездо малиновки. Добрый солдат, увидевший это, скинул с себя мешающие детали амуниции (судя по всему, их скульптор и изобразил на мемориале), и вернул его на место. Получился такой немудреный символ мира. Правда, автор памятника вместо малиновки поместил в гнездо орла - один из символов Америки. По вполне понятным причинам.

Кстати, штат Пенсильвания был вторым в США (на первом месте - Нью-Йорк, на третьем - Огайо) по количеству вступивших в армию Союза солдат. Также в Пенсильвании (Филадельфия) находится старейший в США музей Гражданской войны.

Форт Райли, Канзас. Памятник погибшим лошадям и мулам
Форт Райли, Канзас. Памятник погибшим лошадям и мулам

Четвероногие труженики войны

Этот памятник вообще посвящен не людям. Его решено было воздвигнуть в память о полутора миллионах лошадей и мулов, павших на полях сражений Гражданской войны в США и наравне с людьми претерпевавших все лишения тех смутных лет. Этот монумент установлен в Форте Райли (штат Канзас), напротив входа в музей американской кавалерии. На самом деле, кавалерия применялась на всех этапах войны обоими сторонами конфликта. Именно во время Гражданской войны в США впервые была успешно применена тактика глубоких автономных кавалерийских рейдов. Этим, например, славился генерал Бедфорд Форрест, попортивший много крови командованию армии Союза. А самое крупное кавалерийское сражение на американском континенте состоялось 9 июня 1863 года у станции Бренди. В нем приняли участие одновременно более 20 тысяч кавалеристов с обеих сторон. Ну а еще, по традиции, лошадей с удовольствием ели. А солонину (не важно из какого мяса она была приготовлена), входящую в солдатский рацион, острые на язык бойцы называли "соленой лошадью".

Кстати, в последнее время в США, как в свое время на Украине и в Европе, пошла мода воевать с памятниками. "Историк на диване" не поддерживает это варварство и считает, что любые памятники - северянам и конфедератам, белым и красным, гражданским и военным - должны быть сохранены, потому что являются частью общей мировой истории и культуры.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая -то тема - пишите в комментариях.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков