Найти в Дзене
Личности в истории

Царь Царей древнего мира. История Навуходоносора II, царя Вавилона

Царь Вавилона Навуходоносор II (годы правления 605/604-562 гг. до н. э.),  Изображение предоставлено Mohawk Games
Царь Вавилона Навуходоносор II (годы правления 605/604-562 гг. до н. э.), Изображение предоставлено Mohawk Games

Навуходоносор II (годы правления 605/604-562 гг. до н.э.) был величайшим царем древнего Вавилона в период Нововавилонской империи (626-539 гг. до н.э.), сменив его основателя, своего отца Набопалассара (годы правления 626-605 г. до н.э.).  Набополассар победил ассирийцев с помощью мидян и освободил Вавилонию от ассирийского владычества. Затем он продолжил завоевание региона и таким образом обеспечил своему сыну стабильную базу и достаточное богатство, на котором он мог строить возможность для величия, которой Навуходоносор воспользовался в полной мере.

Навуходоносор женился на Амитиде Медийской (630-565 гг. до н.э.) и таким образом заключил союз между мидянами и вавилонянами (Амитида была дочерью или, возможно, внучкой Киаксара, царя Мидии) и, согласно некоторым источникам, Висячие сады Вавилона были построены для нее, чтобы напоминать ей о ее родине в Персии.

Взойдя на престол, Навуходоносор обратился к богам в своей инаугурационной речи, сказав: «О милостивый Мардук, пусть дом, который я построил, пребудет вечно, пусть я буду насыщен его великолепием, достигну в нем преклонного возраста, имея обильное потомство и буду получать в нем дань от царей всех регионов, от всего человечества». (Керриган, 39).Похоже на то, что его бог-покровитель Мардук услышал его молитву о том, что бы во время своего правления Вавилон стал самым могущественным городом-государством в регионе, а сам Навуходоносор II - величайшим царем-воином и правителем в известном мире.

Гравюра внутри ониксового глаза на статуе Мардука, изображающая Навуходоносора II. / Изображение предоставлено Энциклопедией всемирной истории, общественное достояние
Гравюра внутри ониксового глаза на статуе Мардука, изображающая Навуходоносора II. / Изображение предоставлено Энциклопедией всемирной истории, общественное достояние

Он изображен в нелестном свете в Библии, особенно в Книге Даниила и Книге Иеремии, где он рассматривается как «враг Бога». как бич против неверных последователей Яхве. Он умер на 43-м году своего правления как самый могущественный монарх Ближнего Востока в городе, который он любил.

Ранняя жизнь и приход к власти

Навуходоносор II родился ок. 634 г. до н.э. в районе Халдеи, на юго-востоке Вавилонии. Его имя на самом деле Набу-кудурру-узур («Набу, сохрани моего первородного сына») на халдейском языке, в то время как «Навуходоносор» - это имя, под которым израильтяне Ханаана знали его (от аккадского «Навуходоносор»). Он был старшим сыном вавилонского генерала ассирийской армии, Набу-апла-узур («Набу, защити моего сына»), более известного как Набополассар.

В то время Ассирийская империя все еще контролировала регион, но находилась на последних днях своего существования. Империя стала слишком большой, чтобы ее поддерживать и начала ослабевать к концу правления последнего великого ассирийского царя Ашшурбанипала (годы правления 668–627 до н.э.). В 627 г. до н.э. ассирийцы отправили двух своих представителей, чтобы они взяли под контроль Вавилон, но Набополассар отказался их поддерживать, отправил их обратно домой и был коронован в 626 г. до н.э.

В течение следующих десяти лет Набополассар боролся с ассирийцами, пока Навуходоносор рос, получая образование в военных вопросах, а также в области общей грамотности и государственного управления. В 615 г. до н.э. Набополассар напал на город Ашур, но не смог его взять, пока мидяне под предводительством своего царя Киаксара не присоединились к сопротивлению и Ашур не пал. Затем Набополассар вступил в союз с Киаксаром и подтвердил его женитьбой Навуходоносора на дочери (или внучке) Киаксара Амитиде.

В 612 г. до н.э. город Ниневия попал под власть вавилонско-мидийской коалиции, и эта дата считается концом Ассирийской империи. Тем не менее, последний ассирийский царь Ашур-убаллит боролся за восстановление власти с помощью египтян при фараоне Нехо II (годы правления 610–595 до н.э.). Нехо II потерпел поражение в битве от Навуходоносора II в 605 г. до н.э. возле Кархемиша и вскоре после этого Набополассар умер естественной смертью в Вавилоне. Навуходоносор вернулся в город героем войны и был коронован в конце 605 или начале 604 г. до н.э.

Набополассар сформировал свою империю путем серии завоеваний к 616 г. до н.э. и Навуходоносор II использовал доступные большие ресурсы для усиления и увеличения своих вооруженных сил, а также для участия в строительных проектах. Он поглотил все бывшие регионы Ассирийской империи и подавил любое оказанное сопротивление. В 598/597 г. до н.э. он двинулся на Иудейское царство в Ханаане и разрушил его столицу Иерусалим, отправив жителей города в Вавилон (период, известный как Вавилонский плен). Дальнейшее сопротивление Иудеи привело к еще одному раунду военных кампаний между 589-582 годами до н.э., которые сократили царство и рассеяли население. Когда в 585 г. до н.э. Ханаанский город Тир наконец пал после длительной осаде, Навуходоносор II консолидировал свою империю.

Затем он занялся монументальных строительными проектами, в частности, он полностью отремонтировал тринадцать своих городов, но наибольшие усилия он приложил в самом известном: Вавилоне. Ученый Сьюзан Уайз Бауэр (447) комментирует:

У него было положение великого царя, которое нужно было утвердить и поддерживать и он намеревался сделать это так, как это делали месопотамские цари на протяжении двух тысяч лет: он начал строить. Записи его времени фиксируют восстановление и строительство один за одним храмов в самом Вавилоне. Вавилон был домом бога Мардука. Преданность Навуходоносора Мардуку была свидетельством вавилонского триумфа.

К 600 г. до н.э. Вавилон стал настолько впечатляющим, что считался центром мира не только самими вавилонянами, но и, по-видимому, другими народами. Глиняная табличка того времени, обнаруженная в руинах города Сиппар (к северу от Вавилона) и ныне находящаяся в Британском музее, представляет древний мир, вращавшийся вокруг Вавилона. Табличка претендует на то, чтобы быть картой мира, но фактически маргинализирует большинство регионов, окружающих Вавилон, включая Сиппар. Происхождение карты – вавилонское. Как отмечает Майкл Керриган(36):

"Представляя взгляд на мир, любая карта одновременно представляет «мировоззрение» - упорядоченный набор предположений и установок. Этот город с его метроцентризмом, его явно неоспоримым предположением о том, что Вавилон был центром событий, красноречиво свидетельствует об уверенности города в себе."
Это часть дороги Процессии в Вавилоне на территории современного Ирака. Рельефы быков и драконов являются оригиналами, как и боковые стены. Нововавилонский период, правление Навуходоносора II, VI век до нашей эры. / Фото Усамы Шукира Мухаммеда Амина, Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons
Это часть дороги Процессии в Вавилоне на территории современного Ирака. Рельефы быков и драконов являются оригиналами, как и боковые стены. Нововавилонский период, правление Навуходоносора II, VI век до нашей эры. / Фото Усамы Шукира Мухаммеда Амина, Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons

Возведенные новые огромные храмы и памятники стали доступными благодаря новым дорогам. Особое внимание было уделено созданию дороги Процессии для Фестиваля Мардука, во время которого статуя бога извлекалась из храма и проводилась как по городу так и за его воротами. Эта дорога была шириной 21 метр и начиналась у храмового комплекса в центре города через ворота Иштар на севере. Длина дороги была около километра.  Вдоль дороги были возведены стены 15,2 метра высотой с каждой стороны. Они были украшены более чем 120 золотыми изображениями львов, драконов, быков и цветов.

Деталь льва, найденного на дорге Процессии от ворот Иштар в город Вавилон. Ворота Иштар были построены около 575 г. до н.э. из обожженных кирпичей и украшены животными, сделанными из глазурованных кирпичей. / Фото предоставлено Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons
Деталь льва, найденного на дорге Процессии от ворот Иштар в город Вавилон. Ворота Иштар были построены около 575 г. до н.э. из обожженных кирпичей и украшены животными, сделанными из глазурованных кирпичей. / Фото предоставлено Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons

Навуходоносор II особенно гордился Воротами Иштар и дорогой Процессии  и оставил надпись, описывающую их и причину их создания, которая частично гласит:

"… из кирпичей голубого камня, на которых были изображены чудесные быки и драконы. Я покрыл их крыши, положив на них по длине величественные кедры. Я повесил двери из кедра, украшенные бронзой, на все проемы ворот. Я поместил в воротах диких быков и свирепых драконов и таким образом украсил их роскошным великолепием, чтобы люди могли смотреть на них с удивлением. (Керриган, 39)"

Стены Вавилона и ворота Иштар были настолько впечатляющими, что некоторые древние писатели утверждали, что их следовало включить в список семи чудес. Вавилон был включен в этот список, но из-за другой достопримечательности: Висячих садов.

Висячие сады Вавилона

Висячие сады - единственное из семи древних чудес, существование которого оспаривается. Не было обнаружено никаких археологических свидетельств о них и, кроме того, единственные известные сообщения о них происходят после падения Вавилона. Хотя, существует знаменитая надпись Ост-Индского дома (названа так потому, что была обнаружена представителем Ост-Индской компании в 1801 году)  - хвалебная песнь, написанная самим Навуходоносором II, хвастающимся тем, как он украсил город и говорит о Висячих садах. Наиболее подробно они описаны в отрывке из Диодора Сицилийского (90-30 гг. до н.э.) в его работе Bibliotheca Historica, Книга II.10:

«Кроме того, потому это был акрополь, там находился Висячий сад, как его называют, который был построен не Семирамидой, а более поздним сирийским царем, чтобы доставить удовольствие одной из своих наложниц; ибо она, говорят они, будучи персидкой по национальности и страстно желая лугов своих гор, просила царя сымитировать зеленый сад характерный для ландшафта Персии. Сад простирался на четыре плетры с каждой стороны и поскольку подход к саду был наклонным, как склон холма, и несколько частей сооружения поднимались один над другим ярусом на ярус, внешний вид целиком напоминал театр. Когда были построены восходящие террасы, под ними были сооружены галереи, которые несли весь вес засаженного сада и понемногу поднимались одна над другой по мере приближения; самая верхняя галерея, высотой в пятьдесят локтей, проходила по самой высокой поверхности парка, которая была вровень с кольцевой стеной городских крепостных стен. Кроме того, стены, построенные с большими затратами, имели толщину двадцать два фута, а проход между каждыми двумя стенами - десять футов шириной. Крыши галерей были покрыты каменными балками длиной шестнадцать футов, включая перекрытие шириной четыре фута. На крыше над этими балками сначала был уложен слой камыша с большим количеством битума, поверх этих двух рядов обожженного кирпича, скрепленного цементом, а в качестве третьего слоя - покрытие из свинца, чтобы влага из почвы не могла е проникнуть не внутрь не под сооружение.  На все это земля была насыпана на глубину, достаточную для корней самых больших деревьев; и земля, которая была выровнена, была густо засажена деревьями всех видов, которые своим огромным размером или другим очарованием могли доставить удовольствие созерцанию. А поскольку все галереи, каждая из которых выступала над другой, получали свет, в них находилось множество царских жилищ всевозможных форм; и там была одна галерея, которая содержала отверстия, ведущие с самой верхней поверхности, и машины для снабжения сада водой, машины поднимали воду в большом количестве из реки, хотя никто снаружи не мог видеть, как это делается.»

Этот официальный документ описывает важные события правления Навуходоносора между 605-595 годами до нашей эры. Это указывает на завоевание Иерусалима вавилонянами и капитуляцию Иоакима, царя Иудейского Иерусалима в 597 г. до н. э. Ваблион, Южная Месопотамия, Ирак. (Британский музей, Лондон) / Фото Усамы Шукира Мухаммеда Амина, Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons
Этот официальный документ описывает важные события правления Навуходоносора между 605-595 годами до нашей эры. Это указывает на завоевание Иерусалима вавилонянами и капитуляцию Иоакима, царя Иудейского Иерусалима в 597 г. до н. э. Ваблион, Южная Месопотамия, Ирак. (Британский музей, Лондон) / Фото Усамы Шукира Мухаммеда Амина, Энциклопедией всемирной истории, Creative Commons

Диодор ссылается на «сирийского царя», следуя греческой традиции называть Месопотамию Ассирией, но это также может быть связано с тем, что он описывал сады в ассирийском городе Ниневии, а не в Вавилоне. Ассирийский царь Сеннахирим (годы правления 705–681 до н.э.) сделал Ниневию жемчужиной Ассирийской империи, так же как Навуходоносор II который позже сделал это из Вавилона. Было установлено, что Ниневия могла похвастаться множеством великолепных парков и садов и, основываясь на этом, а также на времени, которые прошло между правлением Навуходоносора II и сообщениями о Висячих садах, ученые полагают, что возможно упомянутые сады они находились в Ниневии, если они вообще существовали.

Описание садов Диодором появляется в его книге в разделе, посвященном полумифической ассирийской царице Семирамиде и, возможно, он объединяет рассказ о ней, которых было много, с более поздним рассказом о Навуходоносоре II и Амитиде. Однако на этот вопрос нет четкого ответа, и большинство ученых до сих пор придерживаются традиционной точки зрения, согласно которой Диодор и другие историки сообщали о различных версиях фактического исторического места в Вавилоне. Говорят, что Навуходоносор II создал сады для своей жены, которая скучала по ландшафту своей родины, а эта деталь включена в описание Диодора.

Навуходоносор приказывает построить висячие сады Вавилона, чтобы угодить своей супруге Амитиде (Навуходоносор и Семирамида), Рене-Антуан Уасс, 1676 г. н.э., Версальский дворец. / Фото RMN, Wikimedia Commons
Навуходоносор приказывает построить висячие сады Вавилона, чтобы угодить своей супруге Амитиде (Навуходоносор и Семирамида), Рене-Антуан Уасс, 1676 г. н.э., Версальский дворец. / Фото RMN, Wikimedia Commons

Несмотря на то, что в Вавилоне не было найдено никаких физических доказательств существования Висячих садов, нет оснований полагать, что Навуходоносор II не хотел или не мог - построить их там. Ученый Пауль Кривачек отмечает(262):

Навуходоносор восстановил статуса города, подняв его до самого высокого уровня в истории. Он сделал его самым большим, самым великолепным и, в некоторых глазах, самым очаровательным городом, который когда-либо видел мир.

Хотя нет никаких сомнений в том, что это правда - почти каждый древний писатель обращается к Вавилону с тоном трепета и благоговения.  Однако, это мнение разделяли не все и, к сожалению для репутации Вавилона, те, кто этого не делал, станут наиболее читаемым источником: речь идет о еврейских книжниках, ответственных за повествования Библии.

Навуходоносор в Библии

Навуходоносор II организовал так называемое Вавилонское изгнание (Вавилонское пленение) евреев после разрушения Иудейского царства, поэтому неудивительно, что еврейские книжники не любили ни его, ни его город. Евреи VI века до нашей эры, как и многие древние народы, верили, что их бог обитает в посвященном ему храме. Когда Навуходоносор II разрушил храм в Иерусалиме, он буквально разрушил дом бога. Иудаизм - опять же, как и другие системы религиозных убеждений - был основан на понимании quid pro quo (это за то/услуга за услугу), в котором люди воздавали должное своему богу и этот бог заботился о людях и защищал их. Когда храм был разрушен, а затем и остальная часть царства и люди были увезены в чужую страну, класс священников должен был найти какое-то объяснение, чтобы это объяснить.

Иудейское духовенство пришло к выводу, что раньше они были сбиты с толку другими богами и верованиями и не уделяли достаточно внимания единственному поклонению Яхве. В эпоху, известную как Период Второго Храма (ок. 515 г. до н.э. - 70 г. н.э.), иудаизм был пересмотрен в свете Вавилонского плена, чтобы сосредоточиться на монотеистической вере и практике и, в то же время, повествованиях, которые стали их священными писаниями и которые были надлежаще отредактированы.

Вавилон и Навуходоносор II, описанные в самых ярких выражениях и выражениях в других произведениях древнего мира, соответственно, плохо трактуются в Библии. Вавилон обычно описывается как город греха и зла, а Навуходоносор II появляется в книге Даниила как упрямый тиран, который признает силу бога Даниила, но не подчинится ему, пока он буквально не сойдет с ума, а затем не вернется в нормальное состояние.  Во второй книге Царств книжники рассказывают о разграблении Иерусалима. Навуходоносор II также упоминается в других местах, но, прежде всего, именно Книга Даниила укрепила ужасную репутацию Навуходоносора для огромной аудитории.

В книге пророка Даниила 1-4 Навуходоносор является свидетелем силы бога Даниила, когда три еврейских юноши, Седрах, Мешах и Аведнаго, отказываются поклоняться золотому идолу, созданному царем, который постановил, что все должны преклониться перед ним. Он бросил их в печь, но они были спасены своей верой и остались невредимыми (Даниил 3: 12-97). Бог израильтян также дает Даниилу способность толковать сны и он показывает это умение царю, правильно интерпретируя свое видение дерева (Даниил 4: 1-24).

Самым драматическим событием для Навуходоносора в этом рассказе является то, что с неба сходит голос, объявляющий, что он скоро сойдет с ума (Даниил 4: 25-30). Говорят, что Навуходоносор был «изгнан из среды людей и ел траву, как вол, и тело его было мокрым от росы небесной, пока волосы не выросли, как орлиные перья, а ногти - как птичьи когти». (4:30). Безумие длится семь лет, как и предсказывал голос с небес, а затем здравомыслие царя восстанавливается, и он возносит хвалу Богу.

Хотя «Книга пророка Даниила» представляет собой увлекательное повествование, нет никаких внешних подтверждений ни истории о безумии царя, ни каком-либо сопротивлении воле иудейского бога.  Неудивительно, что люди, которые чувствовали, что этот царь стал их жертвой, должны изображать его негативно в своих рассказах, но это не означает, что эти рассказы исторически точны.

В других источниках Навуходоносор II изображается как великий царь, который не только вернул Вавилону былую славу, но и превратил его в город света. Под его правлением Вавилон стал городом, который был не только чудесным сам по себе, но так же стал центром искусства и интеллектуальных занятий. При правлении Навуходоносора женщины пользовались равными правами с мужчинами (хотя и не были полностью равными по статусу по современным стандартам), школы и храмы были многочисленны, а грамотность, математика, естественные науки и мастерство процветали наряду с терпимостью и интересом к другим людям, другим верованиям, богам и культурам.

Во многих отношениях керамическая карта, изображающая Вавилон как центр мира, была точной. Навуходоносор II вообразил город, на который люди будут с удивлением смотреть, а затем воплотил это видение в реальность. Он мирно умер в городе, который он построил после 43-летнего правления, но Вавилон не продержится и 25 лет после его смерти. Город был захвачен персами в 539 г. до н.э. и более поздние попытки его восстановления, предпринятые Александром Великим, так и не привели к достижению былых высот, которые он знал во времена правления Навуходоносора II.

Список литературы:

  • Бертман, С. «Справочник по жизни в Древней Месопотамии.», Издательство Оксфордского университета, 2005.
  • Диодор Сицилийский. «Истории Диодора Сицилийского», Издательство Гарвардского университета, 1967.
  • Керриган, М. «Древние своими словами», Fall River Press, 2018.
  • Кривачек, П. «Вавилон: Месопотамия и рождение цивилизации», Грифон Святого Мартина, 2012.
  • Лейк, Г. «От А до Я Месопотамии», Scarecrow Press, 2010.
  • Нельсон, Т. «Библия, Новая версия короля Якова», Томас Нельсон, 2009.
  • Рид, Дж. «Месопотамия», Издательство Британского музея, 1991.
  • Ромер, Дж. И Э. «Семь чудес света: история современного воображения», Генри Холт и Ко, 1995.
  • Штрасслер, Р. Б. «Ориентир Геродота», Якорные книги, 2009.
  • «Надпись Ост-Индского дома», 19 марта 2020 г.
  • Ван де Миеруп М. «История древнего Ближнего Востока», ок. 3000 - 323 г. до н.э., 2-е издание. Блэквелл Паблишинг, 2006.
  • Мудрый Бауэр, С. «История древнего мира», W. W. Norton & Company, 2007.