Здравствуйте, рада снова видеть вас в нашей сокровищнице и предлагаю обсудить одну очень интересную тему.
Почему многочисленные сверкающие бриллиантами и изумрудами диадемы имеют форму типичных древнерусских кокошников и официально носят русские имена?
Давайте разбираться...
На официальных приемах члены королевской семьи часто могут появляться в диадемах, напоминающих формой древнерусские кокошники. Такие тиары носили российские императрицы и великие княжны со второй половины XVII века, а за рубежом мода на русские тиары появилась благодаря королеве Британской империи Александре Датской, жене короля Эдуарда VII и её сестре, российской императрице Марии Федоровне, жене Александра III.
Некоторые из этих украшений до сих пор официально называются русскими кокошниками, хотя никогда не принадлежали русской императорской семье Романовых.
Кокошник из семейства Виндзоров
Одним из самых известных официальных украшений королевы Великобритании Елизаветы II является сияющий бриллиантовый кокошник с лучами из белого и желтого золота. Именно с этой тиары начинается история «русского стиля» в ювелирном искусстве за пределами России.
О том, как она появилась, есть красивая история.
В 1888 году, когда Александра Датская и Эдуард праздновали свою серебряную свадьбу, придворные дамы решили сделать ей подарок по своему вкусу. А Александра просила у них точную копию бриллиантовой тиары, которую носила ее сестра в России. Дамы пожертвовали своими бриллиантами ради украшения и заказали тиару у ювелирного дома Garrard & Co. Как и большинство русских диадем, она могла стать ожерельем (такой вид украшения называется диадема с бахромой). Александра была в восторге и часто нвдевала ее на официальные мероприятия и называла русским кокошником.
Тиара была унаследована британскими королевами и сегодня принадлежит Елизавете II. Как и ее мать, бабушка и прабабушка, королева Великобритании часто появлялась в ней с самого начала своего правления.
В коллекции Елизаветы II есть еще одна диадема 19 века, которую она носила на собственной свадьбе в 1947 году (и одолжила на свадьбу своей внучки Беатрис в 2020 году).
Елизавета II и ее внучка Беатрис
Хотя издали она выглядит как «кокошник», на близком расстоянии она отличается формой и более скромным дизайном.
Изумрудный кокошник леди Гревиль
Младшая внучка Елизаветы II, принцесса Евгения, также надела тиару в виде кокошника на свою свадьбу в 2018 году. Платиновое украшение с белыми и розовыми бриллиантами и огромными изумрудами было изготовлено в 1919 году французским домом Boucheron для Маргарет Гревиль, дочери депутата парламента Уильяма Гревилля.
Принцесса Евгения
Маргарет завещала его королевской семье в 1942 году вместе с другими украшениями. Теперь тиара принадлежит Елизавете II.
Шведская аквамариновая тиара
Одна из самых роскошных диадем в стиле «кокошник» принадлежит сестре шведского короля принцессе Маргарет. Маргарет Коннахт, жена будущего короля Швеции Густава VI Адольфа, впервые появилась в этом украшении в 1900-х годах. Известно, что диадему она привезла из Великобритании, своей родины, но о ювелире сведений нет.
Принцесса Сибил
Эту тиару унаследовала ее невестка Сибил Саксен-Кобург-Гота.
Сейчас он принадлежит ее дочери Маргарет, и она иногда появляется на светских мероприятиях с орнаментом.
Принцесса Маргарет
Эту тиару можно увидеть и на головах ее племянница, Кристины и Мадлен.
Румынская тиара из черной стали
Тиара румынской королевы Марии (до свадьбы с принцессой Эдинбургской) была изготовлена в 1914 году ювелирной компанией Cartier.
Мария Эдинбургская
Ее основание в виде кокошника изготовлено из черной стали (в то время французский ювелирный дом экспериментировал с разными материалами). Она украшена платиной, бриллиантами и рубинами. Многие украшения Марии были потеряны во время Первой мировой войны или проданы ее детьми после падения режима в 1940-х и 1950-х годах. Эта тиара в конце концов вернулась в Дом Картье и теперь выставлена как музейный экспонат.
Голубая эмалевая тиара герцогини Вестминстерской
Необычная тиара - работа ювелирного дома Chaumet, она появилась на свет в 1911 году. Носила ее Констанс Эдвин Корнуоллис-Уэс, жена герцога Весминстерского.
Голубая эмаль создает эффект ткани. Сама тиара изготовлена из платины и украшена 280 бриллиантами, на которых изображены памятные знаки. Тиару несколько раз продавали на аукционах, но нынешний герцог вернул ее семье.
Констанс Эдвин Корнуоллис-Уэс
Изображение герцогини в этой тиаре не сохранилось.
Гранатовый кокошник графини Розенберг
Эта тиара сделана в 1930-х годах придворным ювелиром Дании Аагом Драгстедом для жены принца Виго, внука короля Дании Кристиана IX. У них не было детей, а тиару унаследовала невестка шведской принцессы Маргарет, а затем ее невестка графиня Рут.
После ее смерти в 2010 году эта изысканная гранатовая тиара, украшенная разноцветными элементами и листьями, была выставлена на продажу. Она была продана в Швейцарии в 2014 году, но её новый владелец неизвестен.
Итак, мы узнали, кто первый из европейских монахов обратился к "русскому" дизайну в создании драгоценных головных уборов. Какой кокошник, кстати, вам понравился больше остальных?