Найти тему
Родная обитель

Я узнал, что железнодорожным кассирам недавно увеличили зарплату – на 140 рублей!

Знакомая кассирша рассказала, что им недавно увеличили зарплату – на 140 рублей! Это при том, что продукты в последний год подорожали в разы! Но, может быть, кассиры на станциях получают достаточно хорошо и жаловаться им грех?

Женщина в окошке, продающая билеты на пригородную электричку, раскрыла мне всю подноготную: зарплата у нее 18 000 рублей в месяц, из них 16 400 руб. – это оклад, плюс 1600 руб. - премиальные. Работают кассиры по графику 2/2, по 16,5 (!) часов в сутки: с 5 часов утра (касса открывается в 5.30) до 20.00 вечера. Но закончив работу, им нужно написать отчеты и дождаться инкассаторов, поэтому домой они уходят в 21.30. На отдых остается 7,5 часов, за это время нужно добраться до дома, приготовить покушать, отужинать и успеть выспаться перед очередной сменой. Хорошо, что отработав два дня, следующие два можно провести дома. Но не все так просто! На такую зарплату желающих не находится и кассиров не хватает, поэтому бабушек-пенсионерок, которые чаще всего обилечивают пассажиров, заставляют выходить и в третью смену – на другую станцию. А «дергают» их часто: если кто-то из коллег ушел в отпуск или на «больничный». Получается уже график 3/1. «Переработку» должны оплачивать вдвойне, но руководство очень легко решило эту проблему: лишние часы записывают как «совместительство», то есть, по обычному тарифу. Однако, по признанию моей знакомой, платят неохотно. Такая дикая переработка сказывается на здоровье: месяц назад 64-летнюю кассиршу прямо с работы на «скорой» увезли в больницу в прединсультном состоянии.

«Но, позвольте, - скажете вы, - РЖД – организация не совсем бедная». Вернее, очень даже не бедная. Но вот здесь – не все так просто. Зарплату железнодорожным кассирам, как и станционным рабочим платит не РЖД, а ее дочерняя компания – «Экспресс-Пригород», основным акционером которой (51% акций) остаются Российские железные дороги. Для чего была проделана такая хитрая комбинация? Чтобы вывести РЖД из-под удара. Государственной компании не солидно не платить своим работникам достойную зарплату. А вот Акционерному обществу, коим является «Экспресс-Пригород» - позволено все!

-2

Но я, честно признаться, восхищен эффективностью работы топ-менеджеров этой компании – они оптимизировали абсолютно все! Кассирша рассказала, что станционных рабочих, которые убирают пассажирские платформы, вывели за штат и теперь они работают «по договору». Это значит: никаких оплачиваемых отпусков, никакой оплаты больничных и железнодорожных надбавок у них тоже нет. При этом организация платит своим сотрудникам очень щедро: за уборку двух перронов станции в месяц зарплата у сотрудника аж 3 000 рублей! Что вы там говорили про среднюю зарплату по России, которая составляет 50 000 руб. в месяц и медианную – которая 35 000 руб.? Да, мне резонно отвечают: никто не обещал за неквалифицированный труд ни среднюю, ни медианную зарплату. Но, согласитесь, 1200 руб. за 16,5 часов работы (а кассиры работают с деньгами) – очень мало! И кассиры работой своей дорожат: в провинции пенсионеров на работу нигде не берут.

Рабочих-путейцев железнодорожное начальство сократило – вместо 6 человек работают трое, но зато участки им увеличили в 2-3 раза. На некоторых направлениях во многих остановочных пунктах кассиров уже нет – но не беда: билеты продают контроллеры в электричках. Это сколько же раз за время следования нужно пройти из конца в конец электропоезд, если пассажиры заходят на каждой станции? Задача ответа не имеет. Как и вопрос о зарплатах руководителей этой компании, которые легко можно увеличить в несколько раз за счет щедрых премиальных, которые они выписывают сами себе.

Вот таково положение дел в железнодорожной отрасли, хотя, я думаю, и в других не лучше: в образовании, медицине, других – стоит лишь копнуть глубже!