Добрый день, читатели канала «Исчезнувшая история»! Сегодня мы предлагаем вспомнить широко известный и всеми любимый сатирический роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» и, наконец, разрешить давний спор ‒ на какой марке автомобиля разъезжают авантюристы во главе с Остапом Бендером.
Породистая ли «Антилопа»?
«Не покупайте себе машину, если вы не в состоянии полюбить её», ‒ такой совет начинающим автолюбителям давал в 1908 году московский журнал «Автомобилист». Адам Козлевич, незабвенный персонаж романа Ильфа и Петрова, вряд ли читал этот журнал, но своей «Антилопе-Гну» он оставался предан в любых ситуациях.
До сих пор ведутся споры о том, какой "породы" была машина, купленная Адамом Казимировичем за сто девяносто рублей. Был ли это на самом деле «Лорен-Дитрих», или от этого автомобиля у Козлевича была только "медная бляшка с лорендитрихской фабричной маркой" на радиаторе? А, может, это был все-таки «Фиат», как утверждают некоторые специалисты?
Попробуем подойти к этому вопросу не с точки зрения дизайна или характеристики автомобиля, а отталкиваясь от исторических реалий.
"Оригинальная конструкция, заря автомобилизма... Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера" ‒ так оценил машину Козлевича Остап Бендер. А Ильф с Петровым добавили, что автомобиль был настолько стар, «что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея». Машина явно была привезена в Россию в первое десятилетие ХХ века.
Популярные марки автомобилей в москве в начале ХХ века?
Еще Ноэл Мойнихан утверждала, что "Статистика может доказать что угодно, даже правду". Так давайте обратимся к ней, чтобы удостовериться в том, какие марки машин преобладали в то время. Эти данные представлены в журнале «Автомобилист»: на 15 августа 1910 года в Москве числилось 518 автомобилей, их них:
- Бенц (39 машин),
- Берлиэ (32),
- Даррак (47),
- Делоне-Бельвилль (12),
- Лорен Дитрих ! (25),
- Фиат (28).
Всего на 1910 год в Москве были зарегистрированы 72 марки автомобилей.
«Не принимайте сильного желания ехать за умение управлять»
Эта фраза также адресована начинающим автолюбителям, и взята из журнала «Автомобилист». Интересен и следующий "лайфхак", актуальный во все времена: «Машина недаром женского рода: вы должны ей прощать мелкие капризы. Вы никогда не доведёте машину до полного послушания, если подойдёте к ней с предвзятой мыслью, будто она должна вас слушаться. Но зато и самой упрямой машиной овладеете, если будете настойчивы».
К водителям той поры предъявлялись повышенные требования: они должны были не только знать, чувствовать и понимать свою машину, но и уметь её «лечить» ‒ именно так говорили о ремонте автомобиля, который, обычно, выполнял сам шофёр. А о том, что выручать своего "механического друга" из беды приходилось часто, напоминает еще одно правило для начинающих: «Едешь на день, бери хлеба на неделю, ведь вы рискуете застрять».
Краткий вывод из сказанного
1. Автопром начала ХХ века отличался большим разнообразием, с каждой маркой автомобиля водителю надо было хорошенько разобраться.
2. За исключением элитных марок, поломки автомобилей были обычным явлением.
Таково было положение дел к 1914 году. С началом Первой мировой войны закупки машин резко сократились, а в период революции и вообще прекратились.
После национализации автомобили распределялись в ведомственные гаражи, а эксплуатация машин становилась всё более интенсивной. Стареющие автомобили чаще ломались, с их ремонтом были большие проблемы. Главная заключалась в том, что автомобили были импортными, а значит, нуждались в импортных запчастях, достать которые стало невозможно, ведь после революции Советская Россия оказалась в экономической блокаде.
Решать проблему нехватки запчастей приходилось варварским способом: разбирали два автомобиля одной марки и соединяли годные части в один автомобиль. Но долго так продолжаться не могло, ведь автопарк таял на глазах. В отчаянии стали разбирать «автомобильные кладбища» ‒ искать на свалках вышедших из строя машин хоть что-нибудь, что могло пригодиться. Так и появились в начале 1920-х годов "гибриды", состоявшие подчас из деталей шести разных автомобилей.
«Антилопа-Гну» - гибрид?
«Антилопа-Гну» Адама Козлевича – это явно автомобиль, переживший трудности первых лет становления советской власти. Так почему бы не предположить, что это тоже некий гибрид, если марку его определить было невозможно? На это есть намёк и в тексте: фабричную эмблему «Лорен-Дитрих» Козлевич сам прибил к радиатору автомобиля.
Сделанный умельцами в начале 1920-х годов, этот гибрид служил до тех пор, пока «режим санкций» не начал ослабевать и в Москву не стали поступать новые автомобили. Только после этого машина была продана Козлевичу.
«Антилопе-Гну» Адам Казимирович остался верен до конца, идеально воплотив завет журнала «Автомобилист»: «Не покупайте себе машину, если вы не в состоянии полюбить её».