Скрытый смысл в этом произведении начали искать еще до его выхода в свет. Практически никто не сомневался, что странная и драматичная история, придуманная Всеволодом Гаршиным, это аллегория. Но вот насчет того, что именно она описывает, похоже, все сильно промахнулись.
В нашу жизнь Всеволод Гаршин входит прежде всего как автор знаменитой "Лягушки-путешественницы". Но это не единственная его сказка. Чуть позже мы знакомимся еще и с "Attalea princeps". Вы наверняка помните этот рассказ - не по названию, так по сюжету.
Там речь идет пальме, растущей в оранжерее. Attalea princeps - это ее латинское название. Пальма была высокой, красивой, родом из южных стран. Она тосковала по настоящему небу, вместо которого у нее над кроной было только оранжерейное стекло. Она мечтала вырваться на свободу, пробить головой это стекло, вдохнуть свежего воздуха.
"И однажды она это сделала - доросла до стекла и пробила его. Крыша оранжереи развалилась, и пальма оказалась беззащитной перед холодным северным ветром.
"Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы.
"Только-то? – думала она. – И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшею целью?"
...И Attalea поняла, что для нее всё было кончено. Она застывала. Вернуться снова под крышу? Но она уже не могла вернуться".
Современники Гаршина решили, что перед ними притча на тему народовольцев, которые устроили охоту на царя под лозунгами борьбы за свободу. На дворе стоял 1880 год. Через считанные месяцы бомба Игнатия Гриневицкого оборвет жизнь императора Александра II.
Но сейчас появилось иное мнение. Писатель, поэт и литературный критик Дмитрий Быков уверен, что Гаршин имел в виду вовсе не народовольцев, а всю русскую интеллигенцию, которая десятилетиями мечтала о революции и которую потом пачками выкашивали последствия 1917 года:
"В этой истории мне видится аналогия не с тогдашним радикальным движением, а скорее с участью всей нашей интеллигенции в последний век. Полагаю, если б я хоть полгода назад высказал мысль о том, что российская государственность была, в сущности, теплицей для нашей либеральной мысли, – та самая либеральная цензура, от которой бедствовал Гаршин, подняла бы в ответ привычный, хорошо срепетированный вой".
Такого подтекста во времена Гаршина никто не заметил. А если бы кому-то в голову и пришла такая мысль, тогда бы ее, конечно, не восприняли всерьез.
А вы как думаете, о чем этот рассказ?
____________
Хороших вам сказок! Подписывайтесь, читайте, до новых встреч! А еще приглашаем в группу ВК "Литинтерес", там много разных историй про литературу!