Психотерапевтические задачи, на которых необходимо сфокусироваться при работе с горем (согласно модели работы с горем, разработанной Вильямом Ворденом).
2. Вторая задача - пережить боль потери.
Чтобы решить эту задачу, надо пройти все стадии горевания и прожить, переработать и интегрировать множество разных чувств. Если боль осталась не пережитой, возможны расстройства поведения, психосоматические проявления, существенные проблемы во взаимоотношениях.
Основными препятствиями для решения этой задачи становится отсутствие поддержки со стороны близких и социума. Из-за отсутствия такой поддержки значительно затрудняется процесс построения образа умершего, либо даже становится невозможным такой образ создать.
Окружение может быть приветствующим стойкость, граничащую с равнодушием, и прямо требовать от горюющего "соберись, тряпка!", "ну хватит плакать, сколько можно", "ты же сильный человек", "подбери сопли". Очевидно, что эти послания и реакции носят осуждающий проявления горя характер. Получается, что человека, который столкнулся с потерей, его ближайшее окружение считает обузой.
В терапии психолог действует в обратном направлении. Поощряет слезы, рыдания, даже самые бурные, восхищается мужеством клиента. Поддерживает все чувства горюющего, какими бы противоречивыми и сумбурными они не были. Работа идет без спешки, важно не проскочить что-то существенное из эмоций. К тому же, неторопливость работы с горем несет дополнительный смысл - клиент должен чувствовать, что его не отвергают и нет пренебрежения к его мнимому несовершенству.
Горюющий может обнаружить в себе страх саморазрушения. Могут появляться мысли типа "я этого просто не вынесу", "это ужасно тяжело, я не справлюсь". Реакция терапевта должна быть спокойной, даже если имеют место сильные всплески эмоциональных реакций. Основной посыл психолога в том, что ничего страшного не происходит, ведь пережить боль - это не просто выйти из круга травмы, но и создать новое. Сохраняя спокойствие и даже поощряя клиента углубляться в его страдания, терапевт дает горюющему уверенность в том, что любые его чувства и эмоции, даже самые сильные, не смогут его разрушить. Выражать свои чувства не страшно, это безопасно в терапии - такой вывод должен сделать для себя клиент.
"Избегание выполнения второй задачи достигается разными способами. Это может быть отрицание наличия боли или других мучительных чувств. В других случаях это может быть избегание мучительных мыслей. Например, могут допускаться только позитивные, «приятные», по выражению Вордена, мысли об умершем, вплоть до полной идеализации. Это тоже помогает избежать неприятных переживаний, связанных со смертью. Возможно избегание всяческих воспоминаний о покойном. Некоторые люди начинают с этой целью употреблять алкоголь или наркотики. Другие используют «географический способ» — непрерывные путешествия или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чем-нибудь, кроме повседневных дел. Я знаю случай, когда человек пошел на работу в день смерти своей матери при том, что он был лектор. Такая публичная работа не дает возможности расслабиться ни на секунду. То же он сделал в день похорон, причем специально попросил перестроить расписание. Это было очень целенаправленное поведение, позволяющее избежать переживаний, связанных со смертью матери. Паркс описывал случаи, когда реакцией на смерть была эйфория. Обычно она связана с отказом верить в то, что смерть произошла и сопровождается постоянным ощущением присутствия усопшего. Эти состояния обычно нестойкие.
Боулби писал: «Раньше или позже все, кто избегает чувств, связанных с переживанием горя, ломаются, чаще всего впадая в депрессию».
Одна из целей терапевтической работы с утратой — помочь людям решить эту трудную задачу горевания, открывать и проживать боль, не разрушаясь перед ней. Ее нужно прожить, чтобы не нести через всю жизнь. Если этого не сделать, терапия может понадобиться позже и возвращаться к этим переживаниям будет более мучительно и трудно, чем сразу пережить их. Отсроченное переживание боли труднее еще и потому, что если боль утраты переживается спустя значительное время, человек уже не может получить того сочувствия и поддержки от окружающих, которые обычно оказываются сразу после потери и которые помогают справиться с горем." (Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя).