Найти тему
Science & Future

Почему в США до сих пор не создали замену российским РД-180 и создадут ли?

Оглавление

Стремление американцев отказаться от поставок российский двигателей постоянно вызывает самые жаркие дискуссии среди любителей космонавтики.

Я так думаю, ни для кого не секрет, что разработка ракетно-космической техники всегда сопровождается кучей проблем, следствием которых, как правило, является перенос сроков сдачи того или иного изделия.

Все стремятся этот процесс контролировать, чтобы минимизировать потери. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но проблемы есть у всех.

Двигатели BE-4, которые призваны заменить российские РД-180, компания Blue Origin разрабатывает с 2011 года, а первый экземпляр должен был быть готов к 2017-ому (вообще, контракт на разработку от United Launch Alliance компания Безоса получила в 2014 году). Теперь в компании пообещали первые два экземпляра предоставить заказчику к концу текущего года.

На сегодняшний день известно, что оба двигателя по-прежнему не собраны, хотя и готовы почти все их компоненты. При этом, согласно различным источникам, конфигурация, максимально приближенная к полётной, испытана в рамках теста, эмулирующего запуск первой ступени ракеты-носителя Vulcan, для которой эти двигатели создаются. В целом же, огневые испытания прототипов с разной степенью успешности проводятся уже несколько лет.

Светить свои проблемы не хочет никто, но за разработкой этого двигателя следят во всём мире и блогеры с журналистами, и космические агентства с военными. О причинах задержки неизвестно почти ничего, но можно попытаться разобраться.

Что мешает разработке?

Как обычно, основным источником проблем, скорее всего, является «человеческий фактор». В СМИ регулярно появлялась информация о том, что исполнительный директор компании, Боб Смит, постоянно отдавал приоритет другим программам. На втором месте у него была реорганизация руководства компании. Как итог, из-за личных предпочтений одного из руководителей компании, развитие проекта шло с существенным отставанием от графика.

Само собой, на эту проблему наложилась и пандемия, ведь создавать реальные прототипы «на удалёнке» пока никто не умеет. Точно известно, что инженеры долго бились над турбонасосным агрегатом.

Помимо прочего, хоть заказчиком и является ULA, но речь о работе с организацией, непосредственно взаимодействующей с военными, что влечёт за собой жесточайшие проверки качества, надёжности и безопасности, а также, бесконечную бюрократию.

В одном из интервью сотрудник компании сказал, что «вес документов скоро превзойдёт вес самого двигателя».

-2

Кстати, американцев крайне возмущает, что Blue Origin так активно скрывает информацию, ведь там привыкли спрашивать, на что уходят деньги налогоплательщиков, а речь здесь, несмотря на то, что мы говорим о частной компании, именно о бюджетных почти $260 млн., которые компания Безоса получила от ULA, финансируемой Вооружёнными силами США.

Будет ли создан этот двигатель?

Будет, в любом случае. Тут можно прийти к вопросам о целесообразности и экономической эффективности. Очевидно, что, если разработка BE-4 и окупится, то очень не скоро (хотя, скорее нет, чем да). Но надо понимать, что речь о создании стратегически важной продукции на собственной территории из собственных комплектующих, благодаря чему деньги налогоплательщиков остаются в стране. Очень даже грамотный подход. Как считаете?

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.