О первом и крайне удачном поиске потеряшки в лесу и о том, почему волонтеры это делают.
Это утро обещало быть прекрасным, настолько, насколько может быть прекрасным утро человека, месяц прождавшего грибной сезон и твердо намеревавшегося в честь этого знаменательного события устроить себе выходной, отправившись в лес за грибами. Все было готово и продумано заранее, лишь судьба в последний момент решила немного пошутить.
"Внимание. Поиск. Лес. Нужны добровольцы." - появляется сообщение в рассылке Сальвара.
С одной стороны, менять планы - крайне болезненное для психики занятие, особенно если эти планы - на отдых. С другой - за прошлый месяц мне так и не удалось доехать до поиска - людей находили уж очень быстро, а здесь появляется реальный шанс - как никогда я готов и собран.
А грибы... Будем считать, что перед боем нужна разведка. ))
На самом деле я совру, если так упрощу собственную мотивацию.
Дело в том, что потерявшийся товарищ - мужик в солидном возрасте, диабетик, и наличие его в лесу обнаружилось только через сутки, после того, как родственники случайно нашли машину. А значит сейчас стремительно приближаются вторые.
День рабочий - людей категорически мало. То есть их не больше, чем времени у потеряшки. И все эти вводные прямо кричат о том, что, если сорваться быстро, товарища можно реально спасти. Соберись туда 4-5 машин, я мог бы подумать "ай, справятся", но случай оказывается из того самого разряда, когда думать такие глупости некогда.
А теперь, друзья, я расскажу, как не нужно делать. Категорически не нужно делать! Вот, мать-жешь вашу, никогда не нужно так делать! Не нужно так делать умножить на два!
1. Не нужно говорить родственникам: "ребят, ну, я тут отъеду кое-куда, а вечерком вернусь." Чтобы потом вашу машину через сутки обнаруживали в лесу.
2. Не нужно, входя в лес, оставлять в машине телефон, спички, и особенно воду! (ага, это говорю я, который прочувствовал, каково это, чуть не сдохнуть от жажды, заблудившись в трех березках, на собственном опыте).
3. А еще не нужно оставлять в машине лекарства, если вам положено регулярно их принимать.
Даже если вы вышли "всего-то на пять минуточек", даже, если "знаете этот лес, как свои пять пальцев".
Потом это скажет товарищ, когда мы начнем его выводить...
Но пока же ситуация складывается ни к черту.
Всего 10 человек, остальные только подтягиваются после работы, три предположительных направления - в некоторых лес тянется до края земли, потеряшка, у которого не так много времени.
И грибы... Да, предательские грибы, заманивающие ничего не подозревающего путника в болота и буреломы...
Кто первый встает, тому Бог подает. Но это не точно.
Ближайший лесочек, где маслята действительно были, ребята из Сальвара, прибывшие заранее, уже прочесали, грибников опросили, и нашли там такое количество ориентиров, что становится ясно - наш "клиент" ушел, мягко говоря, дальше.
Я, как приехавший на реальный, а не учебный поиск первый раз, с трудом могу понять логику, по которой строятся наши маршруты, и предполагаю, что лес выбирается максимально далекий от дороги, и труднопроходимый. Лес, из которого человек, ослабленный отсутствием еды и лекарств, может просто не выйти.
Вообще, друзья, если вы думаете, что ребята сходу из машины прыгают в лес, увы, происходит это куда сложнее. Сначала идет опрос родственников, потом построение маршрутов, деление на мини-отряды, постановка перед каждым отрядом задач, раздача оборудования и даже перекус. Родственники смотрят на нас скептически.
Честно говоря, я тоже смотрю на нас скептически, просто понимая, что лес простирается до чертовой бабушки, а нас мало, темнеет, да и человек с диабетом двое суток без воды и лекарств имеет ничтожно мало шансов услышать отклик. По своей бабушке знаю. Забудет принять таблетки один раз - может до кухни не дойти. А тут в лесу...
Морально я готов к худшему и думаю, что может помочь лишь оооочень большая случайность. Однако сейчас, сидя дома в теплой кроватке, я вижу, что не удача, а именно опыт "Сальвара" помог проложить маршруты и поставить правильные задачи.
Оборудования хватает на всех. Даже мне достается рация, компас и навигатор. Другой вопрос, что на навигаторе я помню только одну кнопку, которая называется "вкл", в рации умею только делать потише, а компас... Ну, ладно, угол задавать на учениях действительно научили.
Знаете, друзья, чем отличается реальный поиск человека от учений?
Ничем.
Вы просто, разбившись на два человека, тихо претесь по бурелому, освещая себе дорогу фонариком и вслушиваетесь в каждый шорох. Претесь по компасу и навигатору, сверяясь с заданным маршрутом, отрабатываете задачу. Претесь молча, каждые несколько сотен метров передаете по рации, что начинаете работать на отклик, и старательно пытаетесь докричаться до потеряшки. В это время все отряды замирают и слушают тот самый заветный отклик.
Самый бесполезный вопрос в подобном "путешествии" звучит примерно так: "ты часом не устал?"
Бесполезный, потому, что, если соврать - тебе все равно никто не поверит, а если сказать правду, то ровным счетом ничего в твоей жизни не изменится. ))
Я хотел бы сказать, что гулять по лесу - это просто и приятно. Однако, наоборот, как человек, любящий грибы, признаюсь, что в жизни по таким е...ням не лазал! Рация сообщает, что кто-то из наших упал в болоте, и вроде потянул спину, а еще пару человек покусали шершни. Один отряд никак не может наладить навигатор, который перебивает линия электро-передач и двигается исключительно по компасу.
Не буду говорить, что за пару часов я к чертям стираю ноги, а все ветки в ночном лесу с оттяжкой прилетают в морду - это вопросы снаряжения. Скажу другое: мы идем по медвежьим тропам.
То есть, даже я - вообще ни разу не лесник, прекрасно вижу, где медведь ходил, где завалился поспать, а где обделался от нашего крика. Кстати, в грибы я хотя бы беру большой нож и петарды, пытаясь обмануть себя, что в случае нападения дикого зайца смогу разменять свою жизнь несколько дороже. А здесь, по два человека - парень и девушка, ночью, по медвежьим тропам. С рацией и фонариками наперевес...
Разумеется, про свои опасения я молчу - ну, не девушку же медведями пугать, серьезно? Однако, очень быстро становится ясно, что настоящую русскую женщину, у которой четверо детей, медвежьи какашки не только не пугают, но и даже дают ей некую релаксацию и отдохновение от тяжелых будней.
Пройдя примерно 5 километров, мы влезаем в такие буреломы, что не помешало бы нечто вроде мачете, а я окончательно разувероваюсь встретить здесь не только нашего потеряшку, но и дикого зайца - он просто не протиснется сквозь кусты.
Просто топаю, матерясь на сбитые ноги, и отрабатываю задачу. Радость одна - нас здесь точно никто не съест. По крайней мере, никто кроме лосиной мандашлепки, ой, кровохлебки, которая предательски затерялась в волосах.
Очередной раз обыденно рвем горло, отрабатывая задачу.
Отклик?
Честно говоря, отклик настолько хорош и четок, что мы вздрагиваем и просто не верим своим ушам.
- Лиса 6, Лисе 4, - щелкает рация, мы тоже слышали отклик.
Дальше происходит невообразимый марафон.
Мы головой пробиваем стену деревьев, я лечу кувырком в какой-то овраг, а потом снова поднимаюсь и снова лечу кувырком.
Девушка на ходу кричит в рацию матерными словами, чтобы все заткнулись и не мешали слушать мужика, потом кричит мужику, чтобы он оставался на месте и не бежал в нашу сторону, потом снова кричит мужик, а мы корректируем направление, и дальше как стадо лосей пробиваемся сквозь стену деревьев, на ходу кричим мужику, что все будет хорошо. Этот бег продолжается 500 метров - не так уж мало для настолько пересеченной местности, но кажется, что он пролетает за считанные секунды.
Найден. Жив. Это - больше, чем просто слова, это сродни ощущению, как будто твоя собственная жизнь вдруг обретает смысл. Но там, в лесу, это не ощущается сразу. Это чувство накрывает после, за кружечкой кофе, в теплой машине...
Товарищ, не слишком в нас верит и воспринимает сначала, как некое подобие глюков уставшего воображения.
- Тут ЛЭП, наверно рядом? - первый его вопрос.
- Ну, как рядом, 5 километров... - бодро отвечаю я, и вижу как более опытная девушка жестами показывает, что лучше прикусить язык.
- Сильно устали? - Спрашиваем мужика, почти насильно всовывая ему в руки бутылку воды, которую он тоже пока воспринимает, как глюки.
- А если скажу, что нет - вы поверите? - смеется потеряшка.
И мы синхронно выдыхаем. Мужик - молодец! Сохранить чувство юмора, просидев двое суток в лесу без спичек и воды, способен не каждый.
Продолжение будет завтра утром... Я спать... )))
PS: Читать продолжение:"Найден. Жив! Но осталось четыре километра..."