Недавнее рассекречивание японского документа, по сути являющегося методичкой по ведению допросов, невольно вызывает ассоциации с изуверствами японской армии, восходящими к искажённым трактовкам кодекса Бусидо. Один из основополагающих обезображенных принципов «Пути воина» заключаются в безжалостном отношении к побеждённому вплоть до его полного истребления, причём без разделения на гражданских и военных.
Воплощением обезображивания изначального учения стала деятельность спецотрядов Квантунской армии, формально занимавшихся обеспечением химической и биологической безопасности. В действительности же отряды 731, 100 и 516 проводили бесчеловечные эксперименты, которые предполагали не просто исследование пределов человеческой выносливости в экстремальных условиях, но и реакции человеческого организма на различные патогены. Одним из направлений деятельности отряда 731 была разработка особых керамических бомб, внутри которых вместо боезаряда использовались чумные блохи.
«Нам говорили, что все они шпионы или преступники, приговоренные к смертной казни. Поэтому жалости к ним я не испытывал. Попав в отряд 731 в возрасте 14 лет, я считал, что служу своей родине и отдавался общественному делу, презрев собственные переживания. Старшие офицеры часто говорили нам: «Создание таких бактериологических бомб может в корне изменить обстановку на фронтах войны»», - рассказал токийскому журналу Shūkan Gendai экс-сотрудник «фабрики смерти» Кикута Сунага. Подобно ему, многие считали, что действуют на благо национальной безопасности Японии.
Причём живодёры не гнушались проводить исследования даже на беременных и детях — например, изучали влияние сифилиса на состояние здоровья ребёнка и репродуктивную систему матери. Все опыты заканчивались тем, что «брёвна» - советские, китайские и корейские военнопленные, а также похищенные гражданские — гибли в страшных муках (при этом все стадии умирания фиксировались документально), подвергались посмертному препарированию, а затем сжигались в специальных печах. Прах узников отправлялся либо в «костяные могильники» либо в те же ямы, куда сбрасывались останки животных.
В дальнейшем вивисекторские опыты, как правило проводившиеся без наркоза и анестезии, были оценены в США настолько, что впоследствии в Пентагоне после ликвидации отряда 731 заявили: «В связи с чрезвычайной важностью информации о бактериологическом оружии японской армии, правительство США решает не обвинять в военных преступлениях ни одного сотрудника отряда по подготовке бактериологической войны японской армии».
Наработки, полученные японскими «отрядами смерти» наравне с их немецкими коллегами после 1945 года стали основой для проектов ЦРУ. Главным форпостом стала американская база Форт-Детрик, где после Второй мировой войны была открыта биолаборатория. И хотя декорации сменились, у военных преступников и их наследников осталась одна ярко выраженная черта — они не считают другие народы за людей, а это означает, что эксперименты против «неугодных» будут продолжаться под видом борьбы за национальную безопасность.
Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"