Найти в Дзене
Мир 404

Авторские права для музыканта

АВТОРСКИЕ ПРАВА ДЛЯ МУЗЫКАНТА Итак, вы создали или только задумали создать песню. Что нужно знать для того, чтобы, подписывая бумаги с лейблом или букинг-агентством, не стать обвиняемым в суде и не залететь на деньги? Термины: Семпл/луп — отрывок уже изданного музыкального произведения, вне зависимости от длительности (от 1 секунды до ∞). Интеллектуальная собственность — фонограмма. Фонограмма — Аранжировка/Минус/Бит + А капелла. Аранжировка/Минус/Бит — музыкальное произведение без голоса. А капелла — запись голоса без музыки. Исключительные права — права на использование Интеллектуальной собственности. Правообладатель — человек, владеющий исключительными правами на произведение. Может монетизировать песню, может НЕ быть Автором. Автор — человек, создавший произведение. Может НЕ быть Правообладателем — в таком случае НЕ может монетизировать песню. Отчуждение исключительных прав/ Исключительная лицензия —договор о передаче исключительных прав на оговоренный срок. Лейблы/продюсеры/менедж
Оглавление

АВТОРСКИЕ ПРАВА ДЛЯ МУЗЫКАНТА

Итак, вы создали или только задумали создать песню. Что нужно знать для того, чтобы, подписывая бумаги с лейблом или букинг-агентством, не стать обвиняемым в суде и не залететь на деньги?

Термины:

Семпл/луп — отрывок уже изданного музыкального произведения, вне зависимости от длительности (от 1 секунды до ).

Интеллектуальная собственность — фонограмма.

Фонограмма — Аранжировка/Минус/Бит + А капелла.

Аранжировка/Минус/Бит — музыкальное произведение без голоса.

А капелла — запись голоса без музыки.

Исключительные права — права на использование Интеллектуальной собственности.

Правообладатель — человек, владеющий исключительными правами на произведение. Может монетизировать песню, может НЕ быть Автором.

Автор — человек, создавший произведение. Может НЕ быть Правообладателем — в таком случае НЕ может монетизировать песню.

Отчуждение исключительных прав/ Исключительная лицензия —договор о передаче исключительных прав на оговоренный срок.

Лейблы/продюсеры/менеджеры — люди или компании, помогающие артистам в организации музыкальной деятельности. Берут на себя бюрократические, управленческие и маркетинговые работы, что позволяет музыкантам больше сконцентрироваться на творчестве.

Артист — певец, музыкант, исполнитель произведения.

ГК РФ Статья 1229. Исключительное право

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

ГК РФ Статья 1304. Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

1) результаты исполнительской деятельности (исполнения), к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти постановки выражаются в форме, позволяющей осуществить их повторное публичное исполнение при сохранении узнаваемости конкретной постановки зрителями, а также в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Проще говоря, в случае с музыкантами, к смежным правам относятся бесплатные Аранжировка/Минус/Бит и А капелла, особенностью данного вида права является невозможность присвоения произведения. То есть получить исключительные права на БЕСПЛАТНЫЕ бит/аранжировку/минус НЕЛЬЗЯ, а значит, нельзя монетизировать трек, записанный на бесплатный бит, на платформах, которые не принимают треки без исключительных прав (прим. BOOM, YouTube).

ВЫ РЕШИЛИ НАПИСАТЬ ПЕСНЮ

  1. Вам необходим текст. Вы можете написать его сами или приобрести его у гострайтера (отчуждение Исключительных прав). Текста, взятые бесплатно из интернета, будут являться объектами Смежных прав!
  2. Вам необходим минус. Если Вы сами являетесь автором аранжировки, то нет необходимости отдельно регистрировать право.
  3. 2.1 Если вы решили приобрести минус, то вам необходимо купить права на него у композитора/аранжировщика/битмейкера.
  4. 2.1.1 Если аранжировка опубликована бесплатно — это объект Смежных прав.
  5. 2.1.2 Если в аранжировке имеются семплы/лупы, вы должны запросить у автора документ, разрешающий использование данного материала. Если документов на семпл у битмейкера нет, то этот бит ему не принадлежит.
  6. 2.1.3 Если документы у битмейкера в порядке, необходимо заключить с ним договор отчуждения исключительных прав или исключительной лицензии.
  7. Дальше вам необходимо найти студию, где вы сможете записать и свести материал.
  8. Поздравляю! У Вас есть трек, который принадлежит Вам! И теперь Вы можете монетизировать его, выступать с ним, исполнять на концертах, корпоративах, и так далее.

ВАЖНО

— Очень внимательно проверять документы битмейкеров и авторов текста.

Проверка паспортных данных: сервисы.гувм.мвд.рф

Проверка контрагента: egrul.nalog.ru

Аранжировка, приобретенная без документов, Вам не принадлежит, даже если вы что-то уплатили. Наличие у вас файлов wav, раскиданных по дорожкам в проекте, не дает никаких оснований для присвоения материала.

— Новые договора не должны конфликтовать с ранее подписанными соглашениями. Внимательно читайте условия.

— Не нужно забывать, что лейблы/продюсеры/менеджеры ведут коммерческую деятельность. Они НЕ благотворительные фонды, у них часто есть сотрудники и другие финансово-зависимые люди, исполняющие некие функции касаемо Ваших релизов и их продвижения. Лейблы со слишком низкой комиссией или вообще без нее должны вызывать подозрения, так как минимум за транзакции между счетами есть комиссионные за переводы.

— Не нужно пугаться страшных пунктов штрафных санкций. Договор обязывает обе стороны. Штрафы — это лишь мера безопасности для лейбла. При соблюдении всех авторских прав артистом проблем возникнуть не должно.

— Лейблы, выполняя работу по публикации и продвижению,расходуют ресурсы как финансовые, так и временно-трудовые. Все они, естественно, должны быть возмещены, поэтому часто в контрактах указывается пункт о том, что в случае расторжения контракта выпущенные треки остаются за лейблом. Это внештатная ситуация, и лейблу необходимо покрыть расходы. Также это является штрафной санкцией за расторжение контракта, так как артист внепланово нарушает условия договоренности, что ведет за собой срыв маркетингового плана.

— Пока вы не оформили товарный знак на свой псевдоним в роспатенте

(сайт rupto.ru), его может использовать любой человек.

Оформление патента — это достаточно дорогой и долгий процесс, занимающий от одного года и более. Поэтому некоторые лейблы (прим. Black Star) сами регистрируют товарные знаки на своих артистов, что вызывает конфликт при расторжении, так как артист должен выкупить права на свой псевдоним. Тем самым лейбл отбивает незначительный процент от средств, вложенных в артиста за период контракта.

— У совместных треков/фитов ОДИН правообладатель! Обычно это тот, кто исполняет первую партию. Тот, кто на фите, должен подписать договор об отчуждении Исключительных прав на свою А капеллу (свою партию) в пользу правообладателя.

— На обложки также нужны права (в идеале, но пока это скорее редкость).

музыка #авторскиеправа