Мне всегда нравилась трилогия Алексея Толстого "Хождение по мукам" - роман о первой мировой войне, Октябрьской революции и последующему гражданскому противостоянию между большевиками и дворянским сословием. Хоть и ходили там герои (героини) книги по своим мукам, но держались они мужественно, стойко и не падали ниц перед грозными испытаниями..
Этот роман никогда не входил в школьную программу. Обычно рекомендовался для внеклассного чтения, как книга для углубленного изучения событий на переломе исторической судьбы целой страны и её граждан. Старый мир рушился, новый было сложно принять, и как это всё укладывалось в жизни двух молодых очаровательных сестёр Булавиных, рассказывает писатель в своей эпохальной трилогии.
В разное время этот роман вызывал большой интерес у наших отечественных кинематографистов. Первым на экранизацию знаменитой трилогии Алексея Толстого "Хождение по мукам" решился режиссер "Мосфильма" Григорий Рошаль (1957-1959 гг. - к 40-летию революции). Это был полноценный художественный фильм, состоящий из трёх частей, которые назывались также, как в романе - "Сёстры", "Восемнадцатый год", "Хмурое утро".
Главные роли двух сестёр играли - Руфина Нифонтова (старшая сестра Катя), и Нина Веселовская играла Дашу. Ивана Телегина, за которого вышла замуж Дарья, играл Вадим Медведев, а Рощина - Николай Гриценко.
Руфина Нифонтова близко подходила к романному образу хрупкой и трепетной Кати, и Веселовская - играющая юную Дашу, постепенно превращала свою героиню в сильную и крепкую подругу инженера Телегина, ставшего впоследствии большевиком.
Фильм Рошаля отличался от последующих экранизаций этого романа пропагандистскими штампами, когда революционные действия большевиков и пролетариев полностью одобрялись, а мир дворян и буржуазии подвергался полному отрицанию. Кто не принимал новые порядки, безжалостно уничтожался, а кто переходил на сторону революционеров, вынужден был доказывать кровью и потом свою лояльность новой власти.
Следующая экранизация "Хождений" состоялась к 60-летию революционных событий в России (1974-1977 гг.). Учитывая масштаб эпического романа, на этот раз режиссёр Василий Ордынский решился создать многосерийный фильм (13 серий) о сёстрах Булавиных и их многострадальной жизни на стыке времен перехода страны из монархо-буржуазной в пролетарскую.
Самая удачная, на мой взгляд, картина с прелестными сёстрами и их мужественными избранниками жизни. Старшую Екатерину играла Светлана Пенкина - само очарование, младшую Дарью - юная красавица Ирина Алфёрова. На роль Телегина был выбран Юрий Соломин, а Рощина играл Михаил Ножкин. Большой вес добавила этой кинокартине игра Михаила Козакова в роли поэта-декадента Бессонова, которым в самом начале фильма увлекались, а потом разочаровались обе сестрички.
В этом фильме также преобладала пропаганда революционных идей и строительства нового государства на развалинах монархизма, но уже дворяне и представители буржуазии смотрелись без особого критиканства - они были нормальные люди, а не заклятые враги.
И третья экранизация романа Алексей Толстого была создана к 100-летию Октябрьской революции в 2017году режиссером Константином Худяковым, уже в совершенно новой России, оставившей советское прошлое далеко позади. Новое прочтение трилогии о сёстрах и их хождении по мукам было сделано с учётом современных требований - фильм должен быть не только познавательным, но и увлекательным.
Чтобы смотрели это кино как можно больше народу, эта история должна многогранно показывать события той вековой давности, которую описал великий классик. Большевики и белая гвардия уравнялись в правах и наперёд вышли такие вечные понятия человеческой жизни, как честь, достоинство и моральные принципы.
В новых "Хождениях по мукам"(12 серий) историю двух сестёр и их мужчин разыгрывали актёры Юлия Снигирь (Катя), Анна Чиповская (Даша), Леонид Бичевин (Телегин) и Павел Трубинер (Рощин). Неплохо сыграл поэта Бессонова Антон Шагин. Было много критики по этому сериалу, но со временем страсти улягутся и этот фильм также встанет как еще один взгляд на великое искусство литературного и кинематографического прочтения событий давно ушедших лет.