Олимпиада в Токио была во многих отношениях странной. Начиная от путаницы в датах (2020 в 2021 году) и пустых трибун и заканчивая многочисленными околоспортивными скандалами. Нашей же команде было тяжелее втройне: выдержать антидопинговый прессинг, лишение государственной символики, плюс колоссальное психологическое давление и несправедливое судейство.
Тем не менее - третье место в общем медальном зачете. Пятое по золотым. Кстати, перед нашей командой ставилась сверхзадача – попасть в тройку лучших команд Олимпиады. Так получилось же!
Однако, нашлись такие, кто в соцсетях начал вопить – мол, позорно выступили! А само участие назвали унижением.
Зачем там жестко – третье (пятое) место и сразу «Позор»! Наша сборная, несмотря на все ограничения и козни выступила суперуспешно. Это была самая урожайная на медали Олимпиада с 2008 года. Тогда наша сборная получила 60 медалей против нынешних 71.
Или первые или позор?
А почему мы собственно должны быть первыми? Потому, что «Ра-а-с-с-и-и-я-я-а-а»? Или потому что: наша страна - спортивная держава?
Так ли это? Давайте поговорим.
Но не о победах и поражениях, хотя мало кто посмеет считать досадное серебро Дины Авериной и Дениса Аблязина – провалами.
Поговорим о доступности спорта в нашей стране. И о том, чем действительно стоит гордиться.
Нет, ребята, спортивная держава – это не количество медалей с престижных состязаний. Это достижения узкой профессиональной касты – спортсменов, тренеров, медиков, отдельных чиновников…
Нашей с вами заслуги тут нет. И чаще всего и не может быть.
Спортивная держава – это, в первую очередь, доступный массовый спорт. Когда в каждом городе и поселке есть спортзалы, площадки, стадионы, бассейны, катки, лыжные трассы. Когда в каждом дворе стоят уличные тренажеры. Доступные каждому, а не избранным. Когда секции действуют при школах и даже заводах, как это было в СССР. И тогда каждый желающий сможет попробовать себя в нескольких видах спорта. И выбрать, что ему ближе.
А попробовав, многие захотят заниматься спортом серьезно. Кто-то сменит пивас на гантели или футбольный мяч. Кто-то из уличного драчуна станет бойцом на ринге. Третий отведет своего ребенка в секцию. Один из тысячи и станет представлять страну на Олимпиаде.
Спортивная держава – это когда начинающий атлет из рандомного Усть-Тараканска имеет возможность заниматься на снарядах такого же уровня, что стоят и в олимпийских залах.
Потому, что современный спорт – это битва не только атлетов, но и бюджетов. Это битва технологий и методик. Имеет значение всё – от напольного покрытия в тренировочном зале до того, когда и чем ты завтракал и какая на тебе обувь.
Спортивная держава – это когда экипировка для юных спортсменов будет доступна по цене. Ведь имея самые уникальные данные, ты не пробежишь стометровку за 10 секунд по разбитому асфальту в кроссовках с городского рынка. И в коньках из Декатлона тройной сальхов не прыгнешь. А профессиональная экипировка стоит приличных денег. И менять ее поначалу придется по несколько раз в год.
Это в 40-50е годы можно было прийти в ту же гимнастику в 17 лет – как наша первая олимпийская чемпионка Мария Гороховская. Или 12-13 лет как Полина Астахова и Лариса Латынина, и через несколько лет завоевывать награды международного уровня. Да, уровень тогда был другим, многие элементы: которые демонстрировали мастера спорта 60 лет назад на международных состязаниях, сейчас с легкостью выполняют как уличные гимнасты – воркаутеры, так и любители, занимающиеся в фитнес-студиях. Сейчас возраст вхождения в некоторые виды спорта младенческий - 3-4 года. А значит, комплектов экипировки придется сменить множество.
А если ребенок «перерос» уровень своего тренера, то у него должна быть возможность переехать на тренировочную базу более высокого уровня и попасть к другому наставнику. И желательно не за счет родителей. Много ли сейчас в России спортивных интернатов с полным довольствием, как в Китае сейчас и как было в СССР?
Спортивные кумиры
Спортивная держава – это когда кумирами молодежи становятся не только футболисты-неудачники, и тем более не рэперы с блогерами, а выдающиеся спортсмены. Как это было в славном советском прошлом. Спортсмены, а не сетевые кривляки должны стать образцами для подражания, героями обложек и соцсетей.
Для сравнения: на инсту очаровательных сестер-гимнасток Авериных подписано полмиллиона, а на модель некрасивой и неумной женщины Карины Нигай – на 2 миллиона больше. Где справедливость? Что уж говорить о 28 тысячах Влады Уразовой против 14 миллионов неуклюжей Оксаны Самойловой.
Это наши гимнасты, легкоатлеты и фигуристы должны иметь миллионы подписчиков, а не детдомовские гопники из Тик-тока и жены рэперов.
Что же касается «агромадных» как многие думают выплат чемпионам, то и тут все относительно. Гонорар олимпийского чемпиона – 4 миллиона рублей.
Это меньше годового заработка протирающего штаны госдумовского депутата. А спортсмен шел к этой награде всю жизнь, через боль, преодоление, сомнения, адский труд. Для кого-то это будет самой большой когда-либо заработанной суммой.
Что касается болельщиков – без которых спорт уже не спорт, то где же бесплатные доступные трансляции и записи крупных чемпионатов? Помню, как недавно я с трудом нашла в сети трансляцию финала Чемпионата Европы по футболу.
Акцентировать внимание на олимпийских скандалах не хочется
Симона Байлз, наделавшая много шуму, показала, что она не бесстрашный механический попрыгунчик, а просто девочка. Ранимая, сомневающаяся и имеющая право быть слабой. И даже иметь психическое расстройство. Только почему-то американские чиновники от спорта с легализацией ее допинга подсуетились, в отличии от наших.
И будем справедливы: именно самоотстранение Байлз и помогло нашим гимнасткам получить командное золото. А нам всем задуматься о том, что чемпионы – такие же живые люди.
«Они думают, что мы идеальны, но мы постоянно сомневаемся. Выдержит ли мое тело еще один год? Выдержу ли я еще один год?» - говорила Байлз в прошлогоднем интервью.
А что же до патриотизма, так почему мы резко становимся патриотами, когда «наших бьют»?
Вот если бы результат противостояния Ашрам-Аверина решился в пользу Дины. Ну, она бы уронила мяч или обруч, но все равно бы оказалась на первом месте с минимальным отрывом. Кто-то из вас заговорил бы о субъективности судейства и подковерных заговорах?
Так же и в досадном случае с Денисом Аблязиным, получившим второе место при одинаковом количестве баллов с корейским атлетом. Денис был спокоен: «Моя задача – прыгать. Говорят, что украли золото? Пусть пишут что угодно, это ничего не изменит».
То, что прошло – не изменишь. Еще одна Олимпиада в прошлом. Но можно шаг за шагом менять будущее, чиновникам и причастным задуматься о том, как развивать массовый спорт. А нам с вами изменить отношение к тем, кто ни смотря на козни и санкции все еще отстаивает есть страны. И делает это не на войне, а в спорте.