Учетная политика по сути своей – это устав организации, в котором описывается порядок бухгалтерского и налогового учета. Однако, при проверках часто выясняется, что предприятия даже и не задумывались о том, чтобы подготовить этот документ. Основная причина – незнание. Особенно это касается малых и микропредприятий, где зачастую отсутствуют специалисты по бухучету.
В 1С разработчики заранее позаботились об этом. Создание учетной политики (УП) возможно в самой программе. С одной стороны, в ней задаются правила учета в программе с другой стороны, можно распечатать саму учетную политику и приложения к ней.
Содержание:
- Содержание учетной политики
- Настройки функциональности
- Местоположение УП в программе
- Настройка УП для целей бухгалтерского учета в 1С
- Косвенные расходы в УП
- Расчет себестоимости выпуска и учета иных участков
- Иные положения
- Печать УП
- УП в целях НУ в 1С
- Антикризисные положения в 1С при настройке УП
1. Содержание учетной политики
По факту учетную политику можно ввести на предприятии один раз, а потом только вносить изменения или дополнения. Однако, в связи с тем, что часто происходят обновления в базе, то в 1С рекомендуется ежегодно ее проверять и при необходимости обновлять.
Сделать это можно через меню «Главное», раздел «Настройки», категория «Учетная политика».
В открывшемся окне нажать на гиперссылку «История изменений» и через кнопку «Создать» сформировать новый документ.
При создании УП рекомендуем делать ее лаконичной. Если стандарты и положения бухучета предлагают несколько способов, например, начисления амортизации, то данный способ нужно прописывать. В тех случаях, когда выбора нет, в принципе и нет смысла прописывать это в учетной политике.
В учетную политику включены:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- пояснения — в каком виде мы ведем бухгалтерский учет, т.е. форма бухгалтерского учета;
- используемые формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- утвержденный порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- технология обработки информации и порядок контроля за операциями;
- правила документооборота,
а также иные решения, требуемые для грамотного бухучета.
1С позволяет распечатать и УП, и приложения к ней, включая план счетов, регистры и формы первичных документов.
2. Настройки функциональности
Перед формированием УП следует проверить настройки функциональности. Для этого в меню «Главное» следует выбрать в разделе «Настройки» подраздел «Функциональность».
Она может быть:
- полная,
- выборочная
- и основная.
При выборе полной формы будут доступны все заложенные в программе участки учета.
При выборочной функциональности некоторые участки будут отключены. Например, нематериальные активы. Однако, если вы ведете учет НМА, то в соответствующем разделе следует поставить «галочку».
В разделе «Запасы» можно выбрать учет топлива по путевым листам или отказаться от него. Иные разделы также позволяют отключить или подключить необходимые операции в зависимости от вида деятельности.
В отношении сотрудников в данном способе кадровые документы и учет совместителей включены, а расчеты с работниками по договорам ГПХ можно подключить дополнительно.
Использовать способ функциональности «Выборочная» следует аккуратно и только в том случае, если на предприятии есть системный администратор или специалист в 1С.
3. Местоположение УП в программе
Для того, чтобы сформировать УП, следует перейти все также в меню «Главное» и выбрать в разделе «Настройки» выбрать «Учетная политика».
Следует учесть, что в этом подразделе настраивается УП для целей бухгалтерского учета.
Что касается УП для целей налогообложения, то настройка происходит в том же меню «Главное», только в разделе «Настройки» следует выбрать «Налоги и отчеты».
В открывшемся окне выбрать систему налогообложения, применяемую на предприятии. В зависимости от этого в левой части будут отображаться налоги, которые подлежат настройке и уплате при данной системе НО.
4. Настройка УП для целей бухгалтерского учета в 1С
Настройка положений УП осуществляется в меню «Главное» — «Учетная политика». В открывшемся окне следует настроить участки учета. Начинается все со способа оценки материально-производственных запасов:
- по средней
- или по ФИФО.
Обратите внимание, возле способа «по ФИФО» стоит знак вопроса (также как и далее возле определенных методов и положений. Если подвести курсор и кликнуть, то появится подсказка – разъяснение.
Общей рекомендацией по выбору способа оценки МПЗ будет такая:
- большие номенклатура и объемы продаж, при этом интересуют итоги по результатам периода – выбирайте способ по средней;
- при невысоких объемах и количестве наименований – подойдет способ ФИФО – при этом интерес представляет результат в момент сделки.
Далее выбирается способ включения общехозяйственных расходов:
- в себестоимость продаж
- или в себестоимость продукции, услуг, работ.
Затем выбирается метод распределения косвенных расходов нажатием на одноименную гиперссылку.
5. Косвенные расходы в УП
Распределение КР в фирме происходит следующим образом:
- на 25 счете «Общепроизводственные расходы» — если КР относятся к обслуживанию вспомогательных и основных производств;
- счет 26 используется при затратах, которые связаны с управлением производством.
И те и другие расходы распределяются между видами продукции. Существует два метода:
- метод исчисления себестоимости по видам продукции на основе разных баз распределения косвенных расходов (КР)
- либо на основе общей базы распределения КР.
Отличие состоит в том, что в первом случае требуется открытие отдельных счетов для учета расходов по каждому подразделению. А во втором случае учет косвенных затрат ведется на одном синтетическом счете.
Выбор базы распределения КР зависит от вида деятельности фирмы. Базой распределения могут быть:
- оплата труда,
- объем выпуска,
- выручка,
- прямые затраты,
- среднесписочная численность и так далее.
Соответственно, если на предприятии важен именно ручной труд, то косвенные расходы распределяют пропорционально прямым затратам на оплату труда. Однако, когда на производстве большой объём расходов на материалы или сырье, то лучше и базу выбирать — материальные затраты.
При этом стоит учитывать тот момент, что, предположим, если была выбрана база — оплата труда, а в текущем месяце все ушли в административной отпуск, то не произойдет распределение расходов.
6. Расчет себестоимости выпуска и учета иных участков
Расчет себестоимости выпуска предполагает использование вариантов:
- используется плановая себестоимость выпуска;
- рассчитывается себестоимость полуфабрикатов;
- рассчитывается себестоимость услуг собственным подразделением.
Установка галочки на варианте расчета себестоимости полуфабрикатов раскрывает дополнительный выбор последовательности этапов производства (переделов):
- автоматически;
- вручную.
Сам по себе расчет себестоимости полуфабрикатов удобен на таком производстве, где из материала, допустим, листа железа, изготавливается продукт – деталь. С одной стороны, это готовая продукция, с другой, она может быть использована как полуфабрикат в составе выпуска, например, двигателя.
При выборе автоматического определения последовательности этапов производства необходимо настроить встречный выпуск продукции (услуг). Для этого следует нажать на одноименную гиперссылку и по кнопке «Создать» настроить соответствующие поля. По факту следует исключить стоимость встречного выпуска из себестоимости партий продукции, выпущенных до него.
Если маркируется «вручную», то по гиперссылке следует задать порядок подразделений для закрытия счетов затрат.
Аналогичные установки создаются и/или при выборе расчета себестоимости услуг собственным подразделением.
7. Иные положения
При совершении операций перевода денежных средств на другой счет фирмы, снятия и внесения наличных с расчетного счета в банке с применением счета 57 следует поставить галочку против «Используется счет 57 «Переводы в пути» при перемещении денежных средств».
В случае необходимости отмечается формирование резервов по сомнительным долгам.
Затем ставится отметка о том, ведется ли учет налоговых активов и обязательств и каким методом.
Не применять такой учет могут организации, которые ведут упрощенный способ учета – это, например, субъекты малого предпринимательства. Остальные выбирают:
- балансовый метод;
- затратный метод;
- балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц.
Разобраться в чем разница между этими методами можно здесь же в настройках по гиперссылке «В чем разница». Откроется статья с подробным описанием изменений в Положении по бухгалтерскому учету 18/02 в части раскрытия величины налога на прибыль в отчете о финансовых результатах.
По итогам определяется состав форм бухгалтерской отчетности:
- для некоммерческих организаций,
- полный,
- для малых предприятий.
Далее сформированную УП и приложения к ней можно распечатать.
8. Печать УП
Выбор документов для печати осуществляется при нажатии на кнопку «Печать». Здесь даются варианты распечатки:
Так, приказ будет выглядеть как печатный документ с пунктами об утверждении состава учетной политики. Есть возможность отредактировать текст документа при помощи соответствующих значков в панели. Затем по кнопке «Печать» вывести документ на принтер.
Несмотря на то, что малые предприятия могут применять сокращенный план счетов, в 1С рабочий план счетов будет представлен в полном объеме. Это связано с существующими настройками системы.
Прежде чем отправлять на печать УП по налоговому учету и регистры НУ необходимо совершить настройки налогов и отчетов.
9. УП в целях НУ в 1С
Перейти в нужный раздел можно непосредственно из Учетной политики, кликнув на гиперссылку, либо через меню «Главное». В разделе «Настройки» выбрать «Настройка налогов и отчетов».
При общей системе налогообложения в левой части отражаются все налоги и взносы, которые оплачиваются при ОСНО. Кликнув на соответствующую категорию откроется возможность определения необходимых вариантов.
Правило применения стандартных вычетов в целях налога на доходы физических лиц до сих пор вызывает вопросы. Разъясняющие письма были со стороны Минфина и ФНС, но они также противоречили друг другу. Действительно, что делать, если сотрудник какое-то время не получал зарплату в течение года, а потом вновь начал? Как следует применять стандартные вычеты:
- нарастающим итогом в течение налогового периода;
- в пределах месячного дохода налогоплательщика?
При первом варианте возможна ситуация, когда исчисленный НДФЛ может оказаться с минусом. Во втором случае он не сможет быть меньше 0. Однако, с точки зрения законодательства, исходя из смысла положений, вернее выбирать именно первый вариант.
10. Антикризисные положения в 1С при настройке УП
В настройках представлен раздел «Антикризис», в нем необходимо поставить соответствующие галочки, если:
- деятельность организации отнесена к пострадавшим от коронавируса;
- представлено право на продление сроков уплаты налогов и страховых взносов;
- есть переносились сроки сдачи бухгалтерской отчетности, уплаты налогов и отчетности в ПФР.
Более подробно об антикризисных мерах и решениях 1С можно прочесть по представленным там же ссылкам.
В случае, когда предприятие применяло ОСНО, а потом перешло на УСН, следует отметить дату перехода на упрощенную систему налогообложения.
Отметив в левой части раздел «УСН» представится возможность указать:
- ставку налога,
- порядок отражения авансов от покупателя
- и сроки уплаты.
Последний пункт имеет место, когда субъектами РФ установлены продленные сроки уплаты налога на доходы и авансовых платежей.
Если организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», то объем настроек увеличится.
Необходимо будет указать осуществляется ли передача материалов в производство, как происходит списание запасов и т.д.
После того, как учетная политика для целей НУ настроена, можно распечатать ее. Для этого вновь нужно перейти в меню «Главное» и перейти в раздел «Учетная политика».
У фирмы, применяющей УСН, будет использоваться один регистр НУ – по учету НДФЛ. У предприятия на ОСНО в печатной форме будет представлен перечень используемых регистров, которые можно отметить галочками.
Таким образом, настройка учетной политики в 1С для бухгалтеров не составит труда.
Тинькофф Платинум — кредитная карта с лимитом до 1 000 000 ₽. Оформить можно онлайн, нужен только паспорт. Если оформить по моей ссылке, вы получите бесплатное обслуживание навсегда
Tinkoff Black — дебетовая карта с кэшбэком. Зарабатывайте деньги, а не бонусы. Если оформить по моей ссылке, вы получите бесплатное обслуживание навсегда
Счет для бизнеса в Тинькофф — открытие и обслуживание счета от 0 ₽. Если оформить по моей ссылке, вы получите 3 месяца обслуживания бесплатно
Кредит наличными от Тинькофф — без справок о доходах и поручителей. Если оформить по моей ссылке, вы получите повышенный кредитный лимит
Инвестиции — откройте брокерский счет в Тинькофф за 5 минут без визита в офис. Если оформить по моей ссылке, вы получите акцию до 4 000 ₽