ГосНИИР
29 июля 2021 г. в ГОСНИИР по окончании реставрации состоялась передача экспонатов в Государственный военно-исторический Музей-заповедник «Бородинское поле» . В числе них - три портрета работы неизвестных художников «Наполеон», «А.И. Михайловский-Данилевский», и «Павел I», которые приобрели экспозиционный вид в отделе научной реставрации станковой масляной живописи.
Сегодня мы хотим подробнее рассказать о реставрации «Портрета Павла I», созданного в конце XVIII-начале XIX веков.
Перед началом консервационных работ картина прошла экспертизу и ряд исследований, которые позволили выявить особенности авторской живописи, претерпевшей существенные изменения в ходе предшествующих реставрационных вмешательств. Многочисленные слои сильно изменившихся в цвете разновременных записей искажали подлинную живопись. Специалист ГОСНИИР Дмитрий Сергеевич Першин в ходе исследования полотна в ИК спектре установил наличие авторской монограммы «А.К.» в правом нижнем углу, которая не была видна из-за многочисленных записей. Также был выявлен авторский рисунок треуголки и плюмажа, которые были искажены поздними вмешательствами.
Сотрудниками Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Светланой Алексеевной Писаревой и Алиной Александровной Кротовой был проведен ряд анализов, позволивших идентифицировать слои авторской живописи и реставрационных поновлений. В процессе реставрации художник-реставратор I категории Екатерина Викторовна Алешкина провела укрепление участков с ослабленной связью красочного слоя и грунта с тканой основой.
Важнейшей частью реставрационных работ стало сложное поэтапное раскрытие авторской живописи из-под многочисленных записей и слоёв лака. На различных участках изображения раскрытие велось разными растворителями и их смесями. На изображении фона имелись участки красно-коричневых мастиковок, возвышавшихся над плоскостью живописи и заходящих на авторский красочный слой. Мастиковки в процессе реставрации были также удалены. В левой верхней части картины на фоне был выявлен участок с ожогом красочного слоя, который в результате реставрационных мероприятий удалось укрепить и «уложить». Авторская живопись была раскрыта из-под записей, удалены подлаковые загрязнения, утоньшено пожелтевшее лаковое покрытие. В места утрат был подведён реставрационный грунт, нанесено реставрационное лаковое покрытие. Утраты красочного слоя воссозданы тонировками. В результате проведенных работ картине было возвращено экспозиционное состояние, и она вскоре будет представлена в залах музея.
Огромное спасибо нашим друзьям - всему коллективу Государственного Научно-Исследовательского Института Реставрации!