Я столько хороших эпитетов написал по поводу первого альбома Rush, что же мне теперь сказать про второй? Пластинка получилась еще более динамичной, а в музыке появились новые элементы.
Пластинка была записана в Toronto Sounds Studio на 16-тидорожечной аппаратуре, что благоприятно сказалось на качестве записи. Впервые в качестве продюсера выступил Терри Браун, который будет в этой роли до 1982 года, а значит - приложит руку сразу к нескольким знаковым альбомам классики Rush.
Но главное изменение ждет нас в основном составе группы. Барабанщик Джон Ратси, который был болен сахарным диабетом, покинул состав по состоянию здоровья в ходе гастрольного тура в поддержку дебютного альбома. Его место занял ударник из группы Hush Нил Пирт. И это - очень знаковое событие в становлении Rush, поскольку роль Пирта в этом трио огромна - он привнес не только свою отточенную технику исполнения, но и другую философию, а также стал автором большинства текстов группы.
Fly By Night был выпущен 15 февраля 1975 года, и занял 9-ое место на родине музыкантов - в Канаде, в США альбом добрался до 113 места в чартах. Впрочем, со временем пластинка заслуженно приобрела платиновый статус. С одной стороны, этому безусловно способствовали успехи последующих альбомов Rush, но при этом нельзя не отметить высочайшее качество представленной на пластинке музыки, которая со временем была оценена слушателями по достоинству.
Открывает альбом забойнейшая Anthem.Если попробовать охарактеризовать её одним словом, то этим словом будет - нокаут. Включил ...сразу получил( образно говоря) "по лбу"...и уже в некотором шоке слушаешь - что там музыканты еще записали. Во всяком случае у меня первые впечатления были именно такие. В общем-то... вот так и надо играть хард - чтобы пол дрожал и стены шатались!
Я уже писал, что у меня остались только положительные впечатления от самого первого альбома Rush. В том числе и от игры их первого барабанщика - Джона Ратси. Он сыграл отлично. Тем не менее...когда за барабанной установкой появился Нил Пирт, другой уровень этого музыканта слышен сразу, с первой минуты записи. По ходу прослушивания альбома это впечатление только усиливается - очень техничная и отточенная игра сразу прибавила общему звучанию остроты.
Говоря о первой вещи, нельзя не отметить и термоядерное гитарное соло Лайфсона и то, как музыканты очередной раз удачно использовали реверберацию для придания треку мощи и драйва.
Существует официальное цветное видео от 1975 года, где в качестве аудио использован студийный трек, и желающие могут посмотреть его по ссылке. А мне даже больше понравилась черно-белая запись с живого выступления, которая как нельзя лучше передает ураганную мощь этой песни.
Если подумать на холодную голову, то очевидно, что ничего совсем уж особенного в ней нет - это снова "всего лишь" хард, созданный из обычных для харда компонентов. Вопрос только в том...кто играет и как играет.
Начало крайне эффектное, но это только пролог к предстоящему празднику! Дальше музыканты продолжают в чуть более спокойной манере, правда от этого ни один из последующих треков не стал хуже - все они великолепны. Веселая, разухабистая и вместе с тем очень хорошо сыгранная Best I Can и следующая за ней Beneath, Between & Behind - образцы отличного классического рока в лучшем виде. Их никогда не надоест слушать - музыканты постарались во всех отношениях, исполнено на высочайшем уровне. Пора похвалить и отличный звук - музыка на диске очень комфортно слушается.
Дальше нас ждет нечто не совсем обычное - композиция By-Tor And The Snow Dog ( "Би-Тор и Снежный Пес") длится восемь с половиной минут и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Если кто-то может подумать, что это нечто заумное, затянутое и скучное, то совсем нет - ровно наоборот - тут целая история, рассказанная изобретательно и увлекательно. Скучно точно не будет. По сути, это первая многосложная композиция Rush, своего рода пролог к тому, что будет часто появляться на альбомах группы во второй половине 70-ых - длинные и концептуальные вещи. Правда, это уже будет больше прогрессив с элементами харда. By-Tor And The Snow Dog - скорее драйвовый и веселый хард с элементами прогрессива.
Композиция состоит из четырех частей:
I. At the Tobes of Hades
II. Across the Styx
III. Of the Battle
IV. Epilogue
При этом третья часть - Of the Battle в свою очередь тоже делится на четыре части:
- Challenge And Defiance
- 7/4 War Furor
- Aftermath
- Hymn Of Triumph
В этом видео - живое исполнение от 1981 года, когда Rush были на пике:
По сюжету этого эпика, автором текстов для которого стал Нил Пирт, можно, вероятно, написать небольшую книгу. Если совсем коротко, то Би-Тор - темный князь преисподней с которым ведет борьбу Снежный Пес, выступающий, соответственно, на стороне добра. По сути, музыканты рассказали целую мифическую историю с помощью текстов и музыки. Её полный и тщательный разбор - скорее тема для отдельной статьи.
Следующая Fly by Night - мелодичный и позитивный трек, давший название альбому и выдержанный в мажорном настроении. Пожалуй, выходить из этого настроения вряд ли кому захочется. Это песня-антидепрессант...впрочем как и весь альбом.
Making Memories - добавляет в альбом краски, которых не было на предыдущем диске. Эта кантри-песенка пролетает довольно быстро, тем не менее оставляя после себя приятный осадок.
Акустическая пьеса Rivendell по сути является первой полноценной балладой, тихой, спокойной и мелодичной, с элементами меланхолии.
Заключительная In The End звучит так же волшебно, однако поначалу наводит на мысли о том, что музыканты начали альбом с потрясения фундаментов, а заканчивают тихой лесной сказкой, однако это не совсем так. Развитие композиции снова приводит нас к плотному и позитивному харду. Так что мы еще услышим и точные как метроном ударные Пирта, форсированный тенор Гедди Ли, и изящные соло Лайфсона. Праздник неспешно катится к концу, оставляя самые положительные эмоции. Проверенная заслуженная классика рока! Ощущение "золотого времени", из которого нет желания перемещаться куда-то, а хочется еще какое-то время "зависнуть" там...спасибо воображаемой time machine, и, конечно - в первую очередь - музыкантам Rush.
Из моих статей наверное видно, что начальный период Rush, когда они играли преимущественно хард-рок,пришелся мне очень по душе. Тем не менее, стоит сказать, что и второй диск пока еще не стал прорывом к тем высотам, которые группа взяла чуть позже. Я всерьез думаю, что для любой группы "попроще" два диска такого уровня качества были бы вершиной карьеры и творчества. Но не для Rush. Это по прежнему только начало длинной дороги и это по прежнему только малая часть раскрытого потенциала. Существенные изменения в стиле ждут нас на следующем альбоме, а настоящий прорыв - еще чуть позже. Но не буду забегать вперед. Безотносительно того, что было дальше Rush сходу записали два превосходных альбома, каждый их которых является ценностью сам по себе и оба они отлично слушаются.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!
Другие статьи автора:
Rush 1974. Классический хард-рок высшей пробы
Blizzard of Ozz и Heaven and Hell. Ozzy против Black Sabbath. Кто был лучше на старте?
Sweet. Off The Record. Достойная работа, не попавшая в хит парады