Найти тему
Видоискатель

Русский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга

Русский стиль в архитектуре возник в середине XIX века, когда наблюдался рост интереса к истории России и народным традициям. Считается, что основоположником этого стиля был архитектор Константин Андреевич Тон. Он, в частности, был автором проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. К сожалению, построенные по проектам К. А. Тона храмы в Санкт-Петербурге до настоящего времени не сохранились.

В 1879 году на площади Островского появилось здание, вызвавшее многочисленные отрицательные отзывы. Это был доходный дом архитектора Николая Петровича Басина. Проект здания в русском стиле был разработан самим хозяином с участием знатока русской архитектуры зодчего Николая Никитича Никонова. Критики проекта утверждали, что это здание нарушает классический архитектурный облик площади Островского, созданный самим Росси. Споры продолжаются до сих пор, но к виду площади со встроенным в неё домом в русском стиле все уже привыкли.

-2
-3

В конце XIX века здания в русском стиле стали появляться в разных местах Санкт-Петербурга. Архитектор Николай Никитич Никонов свой дом на Колокольной улице построил по собственному проекту именно в этом стиле. За обилие украшений и мелких деталей дом Н. Н. Никонова иногда называют «сказочным домом».

Колокольная улица
Колокольная улица
Фасад дома № 11 по Колокольной улице (дом Н. Н. Никонова)
Фасад дома № 11 по Колокольной улице (дом Н. Н. Никонова)

В русском стиле в 1881 году был построен дом для дворян З. М. и А. А. Зайцевых на Фурштатской улице.

Улица Фурштатская, 11
Улица Фурштатская, 11
Фасад дома З. М. и А. А. Зайцевых
Фасад дома З. М. и А. А. Зайцевых

Но, пожалуй, самым известным сооружением в русском стиле является храм Спаса на Крови, построенный по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда с участием архимандрита Игнатия (Малышева).

Канал Грибоедова. Храм Воскресения Христова на Крови (храм Спаса на Крови)
Канал Грибоедова. Храм Воскресения Христова на Крови (храм Спаса на Крови)

Многие специалисты критиковали русский стиль за обилие мелких деталей, ненужное украшательство, даже называли его «петушиным» стилем. В начале XX века в архитектуре возникло новое течение, названное неорусским стилем, которое отличается от своего предшественника переносом акцентов с деталей на целое. Но сохранившиеся здания в русском стиле остаются неотъемлемой частью архитектурного облика нашего города.

Все фотографии – авторские. При использовании ссылки обязательны.