Что? Где? И на какие деньги? — три главных вопроса, которые встают перед начинающим ресторатором. Нужно определить, какой именно ресторан открыть, в каком месте его расположить и сколько средств в него придётся вложить.
На первый вопрос обычно уже есть ответ, хотя и не всегда точный. Любой человек, мечтающий о своём ресторане, знает, как он должен выглядеть. С деньгами тоже просто: это либо собственные средства, либо привлечённые инвестиции. А вот месту расположения будущего заведения часто не уделяют должного внимания — и делают это совершенно зря.
Концепция и место ресторана тесно связаны между собой. Место должно соответствовать содержанию, а содержание: оформление, меню, подача, рекламные кампании — месторасположению. При неправильном выборе места все усилия по привлечению и удержанию постоянной клиентуры окажутся напрасными. А главным фактором успешности ресторана являются посетители.
Эта статья — первая часть нашего рассказа о популярных форматах ресторанов и кафе и примерах удачного и неудачного расположения.
Фри-фло ресторан
Само название популярного формата ресторанов фри-фло — «свободное движение» — говорит о том, что они рассчитаны на большую проходимость посетителей. Заведение похоже одновременно на фастфуд и столовую, клиенты сами выбирают блюда, готовящиеся непрерывно у них на глазах. В отличие от традиционной столовой, фри-фло предлагает не одну линию раздачи и очереди из людей с подносами, а несколько тематических пунктов: салаты можно взять на одном столе, вторые блюда на другом, десерты на третьем и т. д.
Большая пропускная способность, невысокие цены и широкий ассортимент блюд — это главные преимущества такого заведения. И они же оказываются главными недостатками, если открывать фри-фло, например, на трассе, где поток клиентов непостоянный и ограниченный. Ресторан, рассчитанный на непрерывный процесс готовки и обслуживания, будет приносить только убытки.
Совсем другое дело фри-фло в деловом комплексе или торговом центре, где постоянный людской поток. Удачным местом может стать также студенческий городок или территория университета. Формат заведения позволяет справиться с большим количеством посетителей даже в обеденное время, а широкий выбор блюд и демократичные цены привлекут людей, которым удобнее в течение дня питаться вне дома.
Стритфуд
Стритфуд — изначальное простая, незатейливая, дешёвая еда с улицы. Со временем она превратилась в культурное явление: уличная еда в каждом городе особенная и отражает национальную кухню. Попробовать питу в Греции или пастицци на Мальте — must do любого туриста.
Стритфуды стали популярны во всех городах. Основной смысл уличной еды — быстро, недорого и на ходу.
Спальные районы, жители которых с утра уезжают на работу и возвращаются вечером, — неподходящее место для заведения подобного вида. Днём оно будет, скорее всего, пустовать, а вечером после трудового дня жители квартала предпочтут место для спокойного отдыха с хорошим обслуживанием и кухней или же домашние ужины.
Идеальное место для стритфуда — прогулочные зоны, парки и торговые комплексы. После покупок или проголодавшись на прогулке, люди с удовольствием будут пробовать что-то новенькое. Особенно если это не предполагает сильных трат ни по деньгам, ни по времени.
Кафе здорового питания
Один из главных трендов последних лет — тяга к полезной и здоровой пище. Спрос, как известно, рождает предложение, и ЗОЖ-рестораны становятся актуальны как никогда.
Кафе здорового питания может быть совершенно разных концепций. Это и вегетарианская или веганская кухня, и фермерские продукты, и смузи-бары. Общее у них одно: довольно узкая целевая аудитория.
Открытие ресторана здорового питания в торговом центре или в зоне детских площадок может стать ошибкой. Как бы мамы и папы ни следили за здоровьем и фигурой, дети вряд ли оценят смузи из сельдерея и моркови или веганский суп из щавеля. Семьи выберут заведение, где в первую очередь можно накормить ребёнка привычными ему блюдами или любимым фастфудом.
ЗОЖ-кафе будет уместно при спортивном клубе или фитнес-зале. СПА-центры и салоны красоты тоже могут обеспечить ресторан или кофейню клиентами. Стоит присмотреться и к бизнес-центрам: часть офисных сотрудников с удовольствием будет обедать здоровыми и диетическими блюдами.
Какой бы формат ресторана вы ни выбрали, как и в любом предпринимательстве, планированию нужно уделить особое внимание. Если вы сомневаетесь, с чего начать, Нетология совместно с Академией гостеприимства подготовили специальную программу для тех, кто мечтает открыть собственный ресторан или перезапустить уже работающий бизнес.
Курс «Управление в ресторанном бизнесе» поможет вам не только правильно выбрать концепцию, место и целевую аудиторию, но и научит стратегиям развития своего заведения с учётом всех тонкостей ресторанного дела. Переходите по ссылке за дополнительной информацией.