Даниэль Дефо один из немногих писателей чье имя мы знаем, чуть ли не с рождения. А его герои Робинзон Крузо и Пятница с самого детства стали полноправной частью обитаемой нами Вселенной. Но как не странно о биографии столь популярного автора мы знаем недостаточно много. А был он человеком необычным. И в свете сегодняшней политической жизни, можно сказать - человеком выдающимся. Политически активным. Даже оппозиционером.
К 1703году Даниэлю Дефо исполнилось 43 года. За это время он успел: принять участие в восстании герцога Монмута против короля Якова II Стюарта,
окончить Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне по направлению классическая литература, греческий и латинский язык,
поработать приказчиком у оптового чулочного торговца, побывать в Испании, Португалии и Франции, открыть свое чулочное производство, стать владельцем большого кирпично-черепичного завода, преуспеть в торговле вином и разориться. Вероятно, разорения можно было бы избежать, продолжи Даниэль Дефо свою коммерческую деятельность. Но политическая жизнь, видимо, не давала ему покоя, и он включился в кампанию по поддержке короля Вельгельма III, защищая его от клеветы врагов.
Написанные им тогда произведения и сегодня относят к ряду выдающихся: «Опыт о проектах» (An Essay upon Projects), в котором идёт речь об улучшениях в делах политики, торговли, педагогики и благотворительности (первое произведение Дефо, написанное в 1697 году); «Защитительное слово бедняка» (The poor man’s Plea), в котором автор остроумно защищает бедняков от взводимых на них напраслин и предлагает лицемерным реформаторам исправиться прежде всего самим; «Прирождённый англичанин» (The true-born Englishman) — сатира, являющаяся отповедью только что перед тем появившемуся в печати памфлету, направленному против личности Вильгельма III. Всё это творчество обратило внимание короля, на автора, к тому же такого горячего союзника. Талантливый лавочник был призван во дворец. Король лично решил давать ему темы для политических памфлетов и не раз имел случай пользоваться советами интересного собеседника. Но Вельгельм III умирает и его сменяет королева Анна Стюарт.
Ей наверняка напомнили, что памфлетист Дефо боролся против Стюартов. А сам Дефо, то ли не сразу уяснил себе истинное положение вещей при новом порядке, то ли его подвела самоуверенность, трудно сказать. Общение с королями порой сильно отражается на восприятии реальности. И он, по-прежнему принимая участие в обсуждении злободневных вопросов. К тому же как ни в чем не бывало публикует памфлет под заглавием: «Кратчайшая расправа с диссентерами» (The Shortest Way with the Dissenters), в котором, принимая тон и манеру представителя реакции, советует принять против диссентеров самые жестокие меры. Это был очень откровенный намёк на кровожадность власти. А реакция власти и вовсе станет предметом национальной потехи. Дело в том, что сами реакционеры были введены в заблуждение и на первых порах горячо приветствовали неизвестного автора, но, когда стало известно, что автор памфлета — сам диссентер, правительство пришло в бешенство и нашло нужным предать Дефо суду. Дефо скрылся, но видя , что из-за него страдают его товарищи, решился «сдаться на милость правительства». Суд приговорил его к штрафу, троекратному стоянию у «позорного столба», внесению залога, призванного обеспечить его надлежащее поведение, и тюремному заключению на срок, зависящий от милости королевы.
Дефо понимает, что ему не простят такой критики. Он ищет способ избежать окончательной катастрофы и блестяще находит его.
После объявления приговора Дефо просидел еще двадцать дней в Ньюгейтской тюрьме, до выставления у позорного столба. За это время он успел написать еще два сочинения: памфлет "Кратчайший путь к миру и единству", где он взывает к христианскому чувству братской любви и терпимости как членов англиканской церкви, так и диссентеров, и знаменитый "Гимн позорному столбу", в котором автор навеки пригвоздил к позорному столбу своих бессовестных гонителей. Это был невероятно смелый и поразительно продуманный ход!
С 29 июля по 31 июля 1703 года Даниэль Дефо простоял в колодках на площади у позорного столба. Первый день он был выставлен на позор перед уличной толпой против биржи в Корнхилле. В течение следующих двух дней выставлялся таким же образом в самых бойких местах Лондона - на улице Чипсайд и против Темпл-Бара.
Однако те, кто хотел наказать и унизить Дефо за его памфлеты, просчитались: такого триумфа писатель еще не знал. Его забросали цветами, в его честь пели песни. Цитировали ставший моментально популярным "Гимн позорному столбу".
И власть задумалась, над тем, как привлечь популярного памфлетиста на свою сторону. Короли и королевы, они понимали толк в острых шутках.
Так закончилась первая половина карьеры будущего автора "Робинзона Крузо".