Найти тему
Бородинское поле

Божественная заступница города - щита России!

«Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои православныя воодушевила еси, славную победу им дарова…». Из акафиста Пресвятой Богородице, пред иконою Ее, именуемой «Смоленская».

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Позже Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, где и разместили святыню.

-2

Предание гласит - когда в 1239 году к Смоленску подошли войска хана Батыя, за город заступилась Богоматерь. Когда воин Меркурий, молился перед иконой, то получил указание Богородицы сразиться с врагом.

«Угодник мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведущих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему; но там вместе с победою ожидает тебя венец мучений, которой прими от Христа».

Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых. В настоящее время в Успенском храме в Смоленске хранится святыня - сандалии Святого Меркурия.

-3

-4

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

-5

С первых веков принятия христианства русское православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы уносили от врагов, как важнейшее сокровище, они сопровождали войска во всех походах и сражениях. Не является исключением и Отечественная война 1812 года. Истинной Путеводительницей нашей армии стала Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия».

Икона Смоленская, именуемая «Надвратная». В 1596-1602 годах для защиты западных границ Отечества, по указу царя Феодора Иоанновича, при активном участии его ближнего боярина и шурина, а с 1598 года Российского царя – Бориса Годунова, строилась Смоленская крепостная стена. Наибольшей по высоте, около двадцати восьми метров, стала главная, надвратная Фроловская (Флоровская – в честь стоявшего рядом храма во имя мучеников Флора и Лавра) башня, поставленная на левом берегу Днепра и прикрывавшая мост и проезд в город из Заднепровья со Старой Смоленской дороги.

По одной из версий список с образа «Одигитрии» заказал боярин Борис Годунов. Осенью 1602 года эта икона Божией Матери прислана им в дар смолянам, на освящение крепостной стены. Икону установили в киоте, в специально устроенной нише на Фроловской башне.

Во время двадцатимесячной осады города в 1609-1611 годах войсками польского короля Сигизмунда III Смоленская Надвратная икона стала для его защитников верной помощницей и опорой.

С 1611 по 1654 годы Смоленск находился во власти поляков, и многие храмы обращены в костелы, но образ Божией Матери оставался над вратами невредимым.

Судьба этой иконы Пресвятой Богородицы оказалась тесно связанной с русской армией. Войска 1-й и 2-й Западных армий 4-6 августа оборонялись в Смоленске и его окрестностях от превосходящих сил противника. По выходе наших войск из городских стен, икону из Благовещенского храма вечером 5 августа, после всеношного бдения накануне праздника Преображения Господня, взяли воины 1-й артиллерийской роты капитана Глухова 3-й пехотной дивизии, по распоряжению генерала А.П. Ермолова. В своих «Записках» о 1812 годе Ермолов писал:

- «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие».

Икону в сопровождении двух офицеров «с командою» и духовенства перенесли за Днепр, на Покровскую гору, в Верхне-Георгиевский храм. Здесь в ночь на 6 августа перед чудотворным образом совершили молебен.

Скобелев И.Н. — адъютант главнокомандующего М.И. Кутузова в своих «Беседах русского инвалида» писал о событиях 5 августа:

- «Из Благовещенской церкви народ поднял чудотворную икону Смоленской Божией Матери и с всею священною процессиею понес сокровище свое из собора к армии. На городской площади, при большом стечении народа, все остановились, и началось умилительное пение молебна. Только что священник, читавший Евангелие (от Луки), заключил его словами: «…пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», — вдруг еще громче загрохотали убийственные орудия … Икону опять подняли и понесли, народ с рыданием последовал за нею. «И Ты оставляешь нас, Мать ты наша, Заступница!» – восклицали со стоном и слезами несчастные смоляне».

Ф.Н. Глинка пишет:

«В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освящал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». И в другом месте: «В это время огня и гибели раздался голос: «Спасайте икону Смоленской Богородицы!» Этот голос вскоре сделался всеобщим кличем и навел начальство на распоряжение к спасению иконы».

О Смоленской иконе вспоминал, находившейся в русской армии во время Смоленского сражения, а затем при штабе М.И. Кутузова, английский генерал Р.Т. Вильсон:

«Когда я обратил внимание на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление «священного города, как Смоленск», главнокомандующий ответил: «В этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон».

В день Преображения Господня, 6 августа, чудотворный образ Пресвятой Богородицы обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Далее икона передвигалась с войсками, участвуя во всех событиях и битвах 1812 года вплоть до освобождения Смоленска.

В селе Царево-Займище 17 августа М.И. Кутузов принял командование над армией и приказал служить перед Смоленской иконой во всех полках молебны, сделав для нее новый киот.

Из Бородино 22 августа М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой, своей жене:

«Солдаты из Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленския Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам».

Молебен на Бородинском поле. Автор Егор Зайцев
Молебен на Бородинском поле. Автор Егор Зайцев

Накануне Бородинской битвы 25 августа по приказу М.И. Кутузова Смоленскую икону носили по всему военному лагерю.

Ф.Н. Глинка впоследствии вспоминал:

«Это живо напоминало приготовление к битве Куликовской. Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышалось рыдание. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

Здесь же перед чудотворным образом отслужили молебен.

В брошюре изданной Смоленским храмом села Бородино выдвинуто предположение, что в ночь перед сражением Смоленская икона находилась в Семеновском, в расположении Главной квартиры командующего Второй Западной армией князя Багратиона. А утром 26 августа

«2-я бригада Гвардейской пехотной дивизии полковника Матвея Евграфовича Храповицкого (Лейб-Гвардии Измайловский и Литовский полки) и 1-я сводно-гренадерская бригада князя Григория Кантакузена были направлены из своего расположения у Князькова в поддержку сражающихся войск князя Багратиона к Семеновскому. Вскоре отряд остановился, встретив в пути икону Одигитрии. Полковник Храповицкий произнес для всех краткую молитву Небесной Заступнице и повел товарищей на поле смерти. …Во время сражения Смоленская икона Божией Матери находилась у одного из перевязочных пунктов …около Князькова. Здесь перед ней совершалось молебствие. Чередуясь, служили обер-пресвитер (начальник военного духовенства) Первой Западной армии протоиерей Алексий Торопогрицкий, священник Лейб-Гвардии Семеновского полка Симеон Наумов, протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский, священник Лейб-Гвардии Конного полка Андрей Петров и иные, диакон Павел Дашковский».

Высокий духовный настрой армии был созвучен и глубокой вере главнокомандующего. По многим свидетельствам известно, что М.И. Кутузов немалое значение в своей жизни отводил вере в Бога и молитвам к Его Пречистой Матери. Ни одного дела, а тем более битвы он не начинал без посещения Богослужения или совместной молитвы с войсками.

Каждый раз после одержания побед над неприятелем, перед пребывающей в войсках Смоленской Надвратной иконой, служились благодарственные молебны.

С 21 сентября по 11 октября образ Божией Матери находился с русской армией в Тарутинском лагере, и далее следовал с ней по Старой Смоленской дороге.

Французская армия покинула Смоленск 5 ноября. В это время с 3 по 6 ноября происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного, Смоленской губернии, где в 3-й пехотной дивизии еще находилась чудотворная Смоленская икона.

На прежнее место образ Пресвятой Богородицы возвращен по распоряжению князя М.И. Кутузова. Из Красного 7 ноября М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой:

«В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю, как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей».

Временным комендантом города Смоленска назначили командира «летучего отряда» 20-го Егерского полка майора Горихвостова. 10 ноября он пригласил к себе члена Смоленской консистории, протоиерея Алексея Васильева, настоятеля Нижне-Николаевского храма, первым возвратившегося в освобожденный город. Он вручил ему пакет, отправленный 8 ноября из деревни Добрянка, от генерал-лейтенанта Коновницина – дежурного генерала всех армий. В нем находилось письмо следующего содержания:

«Августа 6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, Святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемую полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя, образ сей, и считали оный благоприятным залогом Всевышняго милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконой. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие, и с поражением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю Святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий, наконец кичливого врага, нарушающаго спокойствие народов. С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения – 1809 рублей ассигнациями, 5 червонных золотом и серебра в лому, отбитаго у неприятеля, один пуд».

В Смоленск чудотворный Надвратный образ доставил гвардии поручик драгунского полка Шембель.

Еще раз чудотворная икона Богородицы стала для смолян Благодатной Путеводительницей.

Евангельский текст, читаемый на молебне при выносе иконы из города: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», стал как бы истинным пророчеством возвращения образа в свой дом, ибо она привезена обратно в Смоленск 10 ноября, почти день в день через три месяца.

В десятом икосе акафиста Смоленской иконе поется:

«Стена необоримая явилася, Владычице Одигитрие, Твоя икона, егда пришед, аки тигр лют, повелитель дванадесяти язык, град Твой попали огнем и мечем порази его. Тогда убо явилася еси, Царице и Воеводо, посреди воинства христолюбивого носима, и побеже непобедимый, и бысть падение его с шумом».

С тех пор установили ежегодно 5 ноября, по окончании Божественной литургии, в память изгнания неприятеля из Отечества, с помощью и заступлением иконы Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», служить «благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением установленного многолетия и вечной памяти императору Александру и всем воинам, положившим жизнь свою за Веру, Царя и Отечество». Накануне этого дня в соборе совершалось всенощное бдение с чтением акафиста перед иконой.

Как сообщала в своей статье С.С. Клюшина, по заказу смолян написали икону в дар М.И.Кутузову.

«На ней изображена реплика иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, святой Авраамий и святой Меркурий, вид города Смоленска с Покровской горы, подробная и точная выписка церковных сооружений и стены. Внизу иконы надпись: «Михаилу Ларионовичу князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому город Смоленск посвящает за избавление от Наполеона и вражией силы его, 1812 года ноября 6 дня». Из-за смерти Кутузова не была ему вручена и 31 мая 1813 года поставлена в Успенском соборе. Во время визита в Смоленск дочери Кутузова по ее просьбе икона была передана ей по распоряжению епископа Иоасафа (1813-1821), а в соборе оставлен список иконы. В настоящее время он находится в экспозиции исторического отдела Смоленского музея».

Считается, что один из списков Смоленской иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны с французами, и по кончине фельдмаршала его положили в изголовье гроба, торжественно перевезенного из Бунцлау в Санкт-Петербург. И затем Смоленский образ хранился в Казанском соборе, где совершили погребение М.И. Кутузова.

По указу императора Александра I от 30 августа 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря, в память о событиях 1812 года, установили ежегодно во всех храмах, в воспоминание об избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык», по окончании Божественной литургии «приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы».

В 1816 году на икону «Одигитрии» изготовили и установили серебрянно-вызолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, весом около пятидесяти килограмм.

В 1818 году по просьбе командира 1-й артиллерийской роты, 3-й пехотной дивизии Вельяминова, по благословению епископа и Дорогобужского Иоасафа (Сретенского), с Надворотной иконы сделали точный список. С этим образом связано чудесное событие, произошедшее в 1902 году, и описываемое у В.И. Грачева. Командир 1-й батареи, 13-й артиллерийской бригады, полковник Никитенко обнаружил, что не выполняется решение офицерского собрания — поддерживать неугасимую лампаду перед образом Смоленской Божией Матери. Он приказал немедленно исправить данную оплошность, что и исполнили. В это время ему доложили, что во время учений «произошел взрыв передка зарядного ящика, наполненного снарядами», но никто ранений не получил.

В 1902 году, 5 ноября в Смоленске торжественно праздновали 300-летие сооружения крепостной стены и пребывания над ее вратами чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии».

В 1909 году при Одигитриевском храме открыли Смоленскую публичную православную библиотеку и читальню.

В дни празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года у чудотворной иконы установили мраморную доску со следующей надписью:

«Икона Божией Матери Одигитрии, при отходе русских войск от Смоленска в 1812 году для спасения от похищения неприятелем, была взята и препоручена 6 августа батарейной №1-го роте 3-й артиллерийской бригады, бывшей под командою полковника Глухова, при которой она возилась на ходу взорванного в сражении у Смоленска зарядного ящика. По прогнании же неприятеля 8 ноября того же года отправлена обратно в Смоленск. Во время кампании 1812 года, когда сохранялась икона, в роте на службе находились: Командир батареи Полковник В.А. Глухов, Шт. капитан И.Ф. Богданович, Поручик А.И. Греч, Подпоручики: М.К. Реан, Г.Г. Сигунов 3, П.Д. Зеленин. Сооружена доска в 1912 году состоящими в батарее на службе офицерами: Подполковником Д.А. Оденцовым, Капитанами: В.И. Игнатьевым, А.М. Цицероном, Шт.-Капитанами: В.Е. Веймарн, В.В. Короевым, Поручиком Д.Д. Туровым, и нижними чинами 1-й батареи 13-й артиллерийской бригады бывшей в 1812 году батарейной №1-го роты 3-й артиллерийской бригады».

В настоящее время эта памятная доска установлена в Успенском соборе, на ограждении перед сенью с Надвратной иконой «Одигитрии».

С 1929 года Одигитриевский Надвратный храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. Чудотворную икону Божией Матери передали в музей при Успенском соборе. В 1941-1943 годы образ «Одигитрии» невидимо покровительствовал всем православным воинам, в партизанских соединениях, и мирным жителям, находившимся на оккупированной территории.

Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

После утраты древней Смоленской иконы ее место занял Надвратный образ. С тех пор икона Богородицы находится в специально устроенной сени, в Успенском кафедральном соборе. С двух сторон ей предстоят образы молитвенников и защитников Смоленских, написанные во весь рост – воина, мученика Меркурия и преподобного Авраамия.

И в наши дни Смоленская чудотворная икона «Одигитрии» – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви. Ежегодно в день празднования Смоленской иконе – 28 июня / 10 августа несколько тысяч верующих из многих городов и весей России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ Богородицы. Как и наши благочестивые предки, мы верим,

«что под Покровом Всемилостивой Царицы Небесной Господь оградит народ наш от всякого зла и тяжких обстояний и исполнит его новыми духовными силами. И мы едиными усты и единым сердцем, обращаясь в усердной молитве к Пресвятой Богородице, умильно взываем: «Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны».