«Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои православныя воодушевила еси, славную победу им дарова…». Из акафиста Пресвятой Богородице, пред иконою Ее, именуемой «Смоленская».
Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Позже Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, где и разместили святыню.
Предание гласит - когда в 1239 году к Смоленску подошли войска хана Батыя, за город заступилась Богоматерь. Когда воин Меркурий, молился перед иконой, то получил указание Богородицы сразиться с врагом.
«Угодник мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведущих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему; но там вместе с победою ожидает тебя венец мучений, которой прими от Христа».
Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых. В настоящее время в Успенском храме в Смоленске хранится святыня - сандалии Святого Меркурия.
В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат.
В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.
С первых веков принятия христианства русское православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы уносили от врагов, как важнейшее сокровище, они сопровождали войска во всех походах и сражениях. Не является исключением и Отечественная война 1812 года. Истинной Путеводительницей нашей армии стала Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия».
Икона Смоленская, именуемая «Надвратная». В 1596-1602 годах для защиты западных границ Отечества, по указу царя Феодора Иоанновича, при активном участии его ближнего боярина и шурина, а с 1598 года Российского царя – Бориса Годунова, строилась Смоленская крепостная стена. Наибольшей по высоте, около двадцати восьми метров, стала главная, надвратная Фроловская (Флоровская – в честь стоявшего рядом храма во имя мучеников Флора и Лавра) башня, поставленная на левом берегу Днепра и прикрывавшая мост и проезд в город из Заднепровья со Старой Смоленской дороги.
По одной из версий список с образа «Одигитрии» заказал боярин Борис Годунов. Осенью 1602 года эта икона Божией Матери прислана им в дар смолянам, на освящение крепостной стены. Икону установили в киоте, в специально устроенной нише на Фроловской башне.
Во время двадцатимесячной осады города в 1609-1611 годах войсками польского короля Сигизмунда III Смоленская Надвратная икона стала для его защитников верной помощницей и опорой.
С 1611 по 1654 годы Смоленск находился во власти поляков, и многие храмы обращены в костелы, но образ Божией Матери оставался над вратами невредимым.
Судьба этой иконы Пресвятой Богородицы оказалась тесно связанной с русской армией. Войска 1-й и 2-й Западных армий 4-6 августа оборонялись в Смоленске и его окрестностях от превосходящих сил противника. По выходе наших войск из городских стен, икону из Благовещенского храма вечером 5 августа, после всеношного бдения накануне праздника Преображения Господня, взяли воины 1-й артиллерийской роты капитана Глухова 3-й пехотной дивизии, по распоряжению генерала А.П. Ермолова. В своих «Записках» о 1812 годе Ермолов писал:
- «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие».
Икону в сопровождении двух офицеров «с командою» и духовенства перенесли за Днепр, на Покровскую гору, в Верхне-Георгиевский храм. Здесь в ночь на 6 августа перед чудотворным образом совершили молебен.
Скобелев И.Н. — адъютант главнокомандующего М.И. Кутузова в своих «Беседах русского инвалида» писал о событиях 5 августа:
- «Из Благовещенской церкви народ поднял чудотворную икону Смоленской Божией Матери и с всею священною процессиею понес сокровище свое из собора к армии. На городской площади, при большом стечении народа, все остановились, и началось умилительное пение молебна. Только что священник, читавший Евангелие (от Луки), заключил его словами: «…пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», — вдруг еще громче загрохотали убийственные орудия … Икону опять подняли и понесли, народ с рыданием последовал за нею. «И Ты оставляешь нас, Мать ты наша, Заступница!» – восклицали со стоном и слезами несчастные смоляне».
Ф.Н. Глинка пишет:
«В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освящал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». И в другом месте: «В это время огня и гибели раздался голос: «Спасайте икону Смоленской Богородицы!» Этот голос вскоре сделался всеобщим кличем и навел начальство на распоряжение к спасению иконы».
О Смоленской иконе вспоминал, находившейся в русской армии во время Смоленского сражения, а затем при штабе М.И. Кутузова, английский генерал Р.Т. Вильсон:
«Когда я обратил внимание на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление «священного города, как Смоленск», главнокомандующий ответил: «В этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон».
В день Преображения Господня, 6 августа, чудотворный образ Пресвятой Богородицы обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Далее икона передвигалась с войсками, участвуя во всех событиях и битвах 1812 года вплоть до освобождения Смоленска.
В селе Царево-Займище 17 августа М.И. Кутузов принял командование над армией и приказал служить перед Смоленской иконой во всех полках молебны, сделав для нее новый киот.
Из Бородино 22 августа М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой, своей жене:
«Солдаты из Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленския Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам».
Накануне Бородинской битвы 25 августа по приказу М.И. Кутузова Смоленскую икону носили по всему военному лагерю.
Ф.Н. Глинка впоследствии вспоминал:
«Это живо напоминало приготовление к битве Куликовской. Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышалось рыдание. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».
Здесь же перед чудотворным образом отслужили молебен.
В брошюре изданной Смоленским храмом села Бородино выдвинуто предположение, что в ночь перед сражением Смоленская икона находилась в Семеновском, в расположении Главной квартиры командующего Второй Западной армией князя Багратиона. А утром 26 августа
«2-я бригада Гвардейской пехотной дивизии полковника Матвея Евграфовича Храповицкого (Лейб-Гвардии Измайловский и Литовский полки) и 1-я сводно-гренадерская бригада князя Григория Кантакузена были направлены из своего расположения у Князькова в поддержку сражающихся войск князя Багратиона к Семеновскому. Вскоре отряд остановился, встретив в пути икону Одигитрии. Полковник Храповицкий произнес для всех краткую молитву Небесной Заступнице и повел товарищей на поле смерти. …Во время сражения Смоленская икона Божией Матери находилась у одного из перевязочных пунктов …около Князькова. Здесь перед ней совершалось молебствие. Чередуясь, служили обер-пресвитер (начальник военного духовенства) Первой Западной армии протоиерей Алексий Торопогрицкий, священник Лейб-Гвардии Семеновского полка Симеон Наумов, протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский, священник Лейб-Гвардии Конного полка Андрей Петров и иные, диакон Павел Дашковский».
Высокий духовный настрой армии был созвучен и глубокой вере главнокомандующего. По многим свидетельствам известно, что М.И. Кутузов немалое значение в своей жизни отводил вере в Бога и молитвам к Его Пречистой Матери. Ни одного дела, а тем более битвы он не начинал без посещения Богослужения или совместной молитвы с войсками.
Каждый раз после одержания побед над неприятелем, перед пребывающей в войсках Смоленской Надвратной иконой, служились благодарственные молебны.
С 21 сентября по 11 октября образ Божией Матери находился с русской армией в Тарутинском лагере, и далее следовал с ней по Старой Смоленской дороге.
Французская армия покинула Смоленск 5 ноября. В это время с 3 по 6 ноября происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного, Смоленской губернии, где в 3-й пехотной дивизии еще находилась чудотворная Смоленская икона.
На прежнее место образ Пресвятой Богородицы возвращен по распоряжению князя М.И. Кутузова. Из Красного 7 ноября М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой:
«В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю, как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей».
Временным комендантом города Смоленска назначили командира «летучего отряда» 20-го Егерского полка майора Горихвостова. 10 ноября он пригласил к себе члена Смоленской консистории, протоиерея Алексея Васильева, настоятеля Нижне-Николаевского храма, первым возвратившегося в освобожденный город. Он вручил ему пакет, отправленный 8 ноября из деревни Добрянка, от генерал-лейтенанта Коновницина – дежурного генерала всех армий. В нем находилось письмо следующего содержания:
«Августа 6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, Святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемую полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя, образ сей, и считали оный благоприятным залогом Всевышняго милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконой. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие, и с поражением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю Святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий, наконец кичливого врага, нарушающаго спокойствие народов. С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения – 1809 рублей ассигнациями, 5 червонных золотом и серебра в лому, отбитаго у неприятеля, один пуд».
В Смоленск чудотворный Надвратный образ доставил гвардии поручик драгунского полка Шембель.
Еще раз чудотворная икона Богородицы стала для смолян Благодатной Путеводительницей.
Евангельский текст, читаемый на молебне при выносе иконы из города: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», стал как бы истинным пророчеством возвращения образа в свой дом, ибо она привезена обратно в Смоленск 10 ноября, почти день в день через три месяца.
В десятом икосе акафиста Смоленской иконе поется:
«Стена необоримая явилася, Владычице Одигитрие, Твоя икона, егда пришед, аки тигр лют, повелитель дванадесяти язык, град Твой попали огнем и мечем порази его. Тогда убо явилася еси, Царице и Воеводо, посреди воинства христолюбивого носима, и побеже непобедимый, и бысть падение его с шумом».
С тех пор установили ежегодно 5 ноября, по окончании Божественной литургии, в память изгнания неприятеля из Отечества, с помощью и заступлением иконы Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», служить «благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением установленного многолетия и вечной памяти императору Александру и всем воинам, положившим жизнь свою за Веру, Царя и Отечество». Накануне этого дня в соборе совершалось всенощное бдение с чтением акафиста перед иконой.
Как сообщала в своей статье С.С. Клюшина, по заказу смолян написали икону в дар М.И.Кутузову.
«На ней изображена реплика иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, святой Авраамий и святой Меркурий, вид города Смоленска с Покровской горы, подробная и точная выписка церковных сооружений и стены. Внизу иконы надпись: «Михаилу Ларионовичу князю Голенищеву-Кутузову Смоленскому город Смоленск посвящает за избавление от Наполеона и вражией силы его, 1812 года ноября 6 дня». Из-за смерти Кутузова не была ему вручена и 31 мая 1813 года поставлена в Успенском соборе. Во время визита в Смоленск дочери Кутузова по ее просьбе икона была передана ей по распоряжению епископа Иоасафа (1813-1821), а в соборе оставлен список иконы. В настоящее время он находится в экспозиции исторического отдела Смоленского музея».
Считается, что один из списков Смоленской иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны с французами, и по кончине фельдмаршала его положили в изголовье гроба, торжественно перевезенного из Бунцлау в Санкт-Петербург. И затем Смоленский образ хранился в Казанском соборе, где совершили погребение М.И. Кутузова.
По указу императора Александра I от 30 августа 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря, в память о событиях 1812 года, установили ежегодно во всех храмах, в воспоминание об избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык», по окончании Божественной литургии «приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы».
В 1816 году на икону «Одигитрии» изготовили и установили серебрянно-вызолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, весом около пятидесяти килограмм.
В 1818 году по просьбе командира 1-й артиллерийской роты, 3-й пехотной дивизии Вельяминова, по благословению епископа и Дорогобужского Иоасафа (Сретенского), с Надворотной иконы сделали точный список. С этим образом связано чудесное событие, произошедшее в 1902 году, и описываемое у В.И. Грачева. Командир 1-й батареи, 13-й артиллерийской бригады, полковник Никитенко обнаружил, что не выполняется решение офицерского собрания — поддерживать неугасимую лампаду перед образом Смоленской Божией Матери. Он приказал немедленно исправить данную оплошность, что и исполнили. В это время ему доложили, что во время учений «произошел взрыв передка зарядного ящика, наполненного снарядами», но никто ранений не получил.
В 1902 году, 5 ноября в Смоленске торжественно праздновали 300-летие сооружения крепостной стены и пребывания над ее вратами чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии».
В 1909 году при Одигитриевском храме открыли Смоленскую публичную православную библиотеку и читальню.
В дни празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года у чудотворной иконы установили мраморную доску со следующей надписью:
«Икона Божией Матери Одигитрии, при отходе русских войск от Смоленска в 1812 году для спасения от похищения неприятелем, была взята и препоручена 6 августа батарейной №1-го роте 3-й артиллерийской бригады, бывшей под командою полковника Глухова, при которой она возилась на ходу взорванного в сражении у Смоленска зарядного ящика. По прогнании же неприятеля 8 ноября того же года отправлена обратно в Смоленск. Во время кампании 1812 года, когда сохранялась икона, в роте на службе находились: Командир батареи Полковник В.А. Глухов, Шт. капитан И.Ф. Богданович, Поручик А.И. Греч, Подпоручики: М.К. Реан, Г.Г. Сигунов 3, П.Д. Зеленин. Сооружена доска в 1912 году состоящими в батарее на службе офицерами: Подполковником Д.А. Оденцовым, Капитанами: В.И. Игнатьевым, А.М. Цицероном, Шт.-Капитанами: В.Е. Веймарн, В.В. Короевым, Поручиком Д.Д. Туровым, и нижними чинами 1-й батареи 13-й артиллерийской бригады бывшей в 1812 году батарейной №1-го роты 3-й артиллерийской бригады».
В настоящее время эта памятная доска установлена в Успенском соборе, на ограждении перед сенью с Надвратной иконой «Одигитрии».
С 1929 года Одигитриевский Надвратный храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. Чудотворную икону Божией Матери передали в музей при Успенском соборе. В 1941-1943 годы образ «Одигитрии» невидимо покровительствовал всем православным воинам, в партизанских соединениях, и мирным жителям, находившимся на оккупированной территории.
Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
После утраты древней Смоленской иконы ее место занял Надвратный образ. С тех пор икона Богородицы находится в специально устроенной сени, в Успенском кафедральном соборе. С двух сторон ей предстоят образы молитвенников и защитников Смоленских, написанные во весь рост – воина, мученика Меркурия и преподобного Авраамия.
И в наши дни Смоленская чудотворная икона «Одигитрии» – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви. Ежегодно в день празднования Смоленской иконе – 28 июня / 10 августа несколько тысяч верующих из многих городов и весей России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ Богородицы. Как и наши благочестивые предки, мы верим,
«что под Покровом Всемилостивой Царицы Небесной Господь оградит народ наш от всякого зла и тяжких обстояний и исполнит его новыми духовными силами. И мы едиными усты и единым сердцем, обращаясь в усердной молитве к Пресвятой Богородице, умильно взываем: «Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны».