Около 700 тысяч российских школьников окончат одиннадцатый класс в этом году, а из колледжей выпустятся ещё около 980 тысяч человек.
Менее половины российских выпускников собираются получать высшее образование, но не все они смогут начать уже этой осенью. Кто-то недобрал баллов, а кто-то осознанно берёт год передышки. Рассказываем о плюсах и минусах этой идеи: как провести год так, чтобы он принёс пользу, а не заставил жалеть о принятом решении?
Gap year
В английском языке такой перерыв называют «gap year» — год-пробел, год-пауза. Но выпускники часто оказываются «на паузе» лишь из-за недобора баллов. Позже пробуют поступить снова — если не забрали в армию...
С каждым годом всё больше подростков решаются на «gap year»: отдохнуть и/или поработать, увидеть что-то новое, набраться опыта, определиться с желаниями в профессиональном плане.
Полина Романова взяла год паузы после школы, хотя была призером Всероссийской олимпиады школьников. Сейчас она учится в СПбГУ. Вот её мнение:
«Мне кажется, что у нас всё слишком торопятся получить результат. Как можно скорее окончить школу, университет, быстрее начать работать.
Это приводит, во-первых, к тому, что многие поступают не туда, куда хотели бы. Во-вторых - к выгоранию. У меня в классе было пять человек "всероссников", много "стобалльников". Конкурсы, проекты, сами экзамены занимают половину лета. Устаёшь».
Полина не нашла в себе сил ехать учиться в другой город сразу после напряженного 11-го класса. Взятую паузу она использовала для того, чтобы прийти в себя, закончить личные дела (например, Полина довела до ума свой спектакль). Научилась готовить, попробовала себя в репетиторстве и окончательно определилась со специализацией. На следующий год поступила, а сейчас уже перешла на четвёртый курс.
Мать девочки продемонстрировала понимание выбора первой, что в современном мире до сих пор встречается редко:
«Младшая дочь не смогла набрать необходимое число баллов с первого раза. Но благодаря опыту старшей я уже знала, что в этом нет трагедии, и не стала настаивать на подаче документов "хоть куда". Младшая за год освоила профессию официантки, сможет подрабатывать во время учебы. Готовится - я оплачиваю недорогие онлайн-курсы. Много рисует - поступать будет на факультет дизайна. В сравнении с прошлым годом заметно повзрослела».
А вот мнение кандидата психологических наук, руководителя отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии" Кирилла Кузнецова:
«Поступая не так, как принято, не так, как все вокруг тебя, ты словно выпадаешь из сообщества. Вернуться непросто. Поэтому я не рекомендую брать год "на раздумья". Легко выбиться из общего ритма, а влиться потом обратно самостоятельно получается лишь у единиц».
В свободном полёте
Сложно отговорить школьника от идеи «не учиться целый год».
Основатель cтудии практической психологии «Эмпатия» Григорий Кононенко советует прежде всего найти корни этого желания:
«Подростком движет острое желание ощутить вкус взрослой жизни. Заработать собственные деньги, начать жить отдельно. Над мальчиками нависает армия, но и тут порой побеждает стремление почувствовать себя взрослым, отделиться от родителей».
Подросток порой пытается разрешить внутренние психологические проблемы "внешними" способами. Родителям надо поискать компромисс: отговорить от кардинальных решений — но помочь снять комнату, найти подработку, которую можно совмещать с учебой.
«Новая нормальность»?
Что же делать, если ваш ребёнок всё-таки сдал экзамены плохо и оказался в подвешенном состоянии? Специалисты не советуют родителям в течение года вгонять ребёнка в депрессию из-за этого, но нельзя и пускать дело на самотек; ждать, что за год ребенок сам «дозреет» и определится с решением.
Вот мнение психолога Кирилла Кузнецова:
«Это то же самое, что учить плавать, столкнув с лодки на середину пруда. Кто-то выплывет, а кто-то нет. Ребенку надо помочь. Тем более что сейчас у подростков очень много "возможностей" отложить дело на потом: соцсети, игры, "Ютуб"...»
Одной лишь зубрёжки — мало. Нужно сформулировать цель и ответить себе на вопрос: «Как именно я хочу зарабатывать деньги?». Двигаться к цели, узнавая все больше о «своей» профессии.
Например, программисты: что конкретно они делают? Чем друг от друга отличаются? Могу ли я уже сейчас начать что-то сделать, например, сайт для школы или чат-бота?
Григорий Кононенко согласен: однобокий подход и год ударной учёбы приводят к потере мотивации. Так перетренировавшийся спортсмен перегорает и показывает на Олимпиаде худший результат, чем на тренировке. Важно найти золотую середину.
Поступать нельзя подождать
Специалисты солидарны: годовая пауза может оказаться ловушкой для подростка. Надо определяться с направлением еще в школе. На помощь приходит профориентация. Впервые пройти её стоит уже в 13-14 лет.
В нашей онлайн-школе профориентация включена в программу и является её неотъемлемой частью. Мы рассказываем ученикам, как определить свою цель и как её достигнуть.
Профориентация также помогает родителям понять, в каком направлении двигаться, какие курсы и дополнительные занятия нужны ребёнку. Например, в нашей школе подготовка к ОГЭ и ЕГЭ уже включена в программу, а все дополнительные курсы можно пройти на нашей же платформе.
Григорий Кононенко:
«Я бы назвал такие консультации поиском призвания. В современной концепции профориентации очень важно, чтобы человек работал по призванию, нашел, где ему интересно, где у него глаз горит и рождаются идеи.
Одна из важнейших рекомендаций при выборе профессии — в школьные годы как можно больше ходить на кружки, перебирать их. Это — первичное соприкосновение с профессией, безопасный способ понять, подходит ли тебе дело. Часто родители расстраиваются, что ребенок быстро охладевает к хобби. Важно понять: отчего так? Действительно понял, что это не его — или просто столкнулся с трудностями и капитулировал? Поставьте условие: он обязательно ходит на кружки, а уж на какие именно — выбирает сам. Лучше, когда подросток занят по максимуму, чем по максимуму свободен...»
Реальная жизнь
Подростки, обычно в 10-х и 11-х классах, хотят иметь карманные деньги, поэтому начинают искать себя в профессиональном плане — чтобы заработать.
Вот случай из жизни: две девочки в 10-м классе получили дополнительное образование в сфере красоты (бровки-ноготочки). К концу 11-го у них уже была своя клиентская база и стабильный ежемесячный оборот. Поэтому они не до конца понимали, зачем им нужно высшее образование — ведь карьера и бизнес, по их мнению, уже на плаву!
Высшее образование было нужно им лишь для того, чтобы родители перестали "давить" на них на счёт этого. И таких примеров сегодня множество.
Дорогой читатель!
Мы ценим в вас желание дать детям самое лучшее: подписывайтесь, и мы будем давать вам только полезную и актуальную информацию про школьное образование в нашей стране и за рубежом!
Содержание и навигация по нашему каналу — в этой статье!
На нашей платформе онлайн-курсов вы найдёте всё то, что нужно для подготовки к экзаменам — регистрируйтесь и получайте полезные подарки!
Если у вас есть какие-либо вопросы про онлайн-обучение, вы можете связаться с нами и задать их любым способом, или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами сами:
#школа синергия. учим детей
#школа синергия. лайфхаки и советы
#школа синергия. советы профессионалов