Ресторанные (кабацкие) музыканты в Союзе, в прошлом веке, жили привольной жизнью. 4 - 5 часов работы по вечерам, заработок - примерно 6 минимальных окладов (70 р. х 6), море свободного времени. Ну, - чем не молодые люди из 21-го века! Жили в своё удовольствие и делали только то, что им нравилось. Но тут есть нюанс: к сожалению, лёгкие деньги и криминал всегда тесно связаны между собой.
Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Лифт социальный»!
...В ресторане «Камские огни», в оркестре, работали приличные люди. Клавишник имел абсолютный музыкальный слух и окончил Московский институт имени Гнесина по классу баяна. Ударник - певец, окончил институт искусств в Ростове на Дону. Руководитель группы - саксофонист, имел за плечами музыкальное училище. Только гитарист был такой-же неуч, как я, зато имел классную электрогитару («стоит дунуть - и струны ложатся»), и гитарный усилитель венгерской фирмы BEAG, правда, с заклеенными белыми бумажками динамиками.
Была ещё и певичка, известная в музыкальных кругах города под насмешливой и не очень приличной кличкой. Но пела она хорошо.
А я - то, наивный ушлёпок, думал, что меня взяли на работу из-за имеющегося у меня опыта и наличия музыкального оборудования. Последний пункт, конечно, имел определённое значение, но главная причина была в другом.
В любом ресторане музыканты, неофициально, брали деньги за исполнение музыки на заказ. В Перми эти деньги назывались ПАРНАС, с ударением на первую букву «А». В других городах, как я позже узнал, названия были другими.
За взимание парнаса музыкантам грозило увольнение с работы. Поэтому в коллективе, между собой, выбирали шестёрку, которую «садили на парнас». Брать деньги с клиентов мог только этот парень, и увольняли с работы только его, не трогая остальных музыкантов.
Место бас-гитариста в «Камских огнях» освободилось именно потому, что парнишка, собирая парнас, работал грубо и чересчур откровенно. А кабак находился в центре города, недалеко от здания Облисполкома (ныне - Администрация губернатора Пермского края). Проверки и «контрольные закупки» были весьма частыми. На одной из них бас-гитарист и попался.
…Меня не сразу «посадили на парнас». Сначала дали освоиться в коллективе и выучить партии баса в репертуаре ансамбля. В это время парнас собирал гитарист.
Вы бы видели мои квадратные глаза, когда, уже в конце первого вечера, гитарист протянул мне 2 рубля и сказал, что это моя доля парнаса.
...А дальше всё пошло по наезженной колее. Шесть дней работа, выходной - в понедельник. Когда я приходил по вечерам домой, и протягивал жене кучу бабок, она обнимала меня, целовала, и говорила, что от меня пахнет деньгами.
А теперь, небольшое отступление.
...После увольнения с работы во Дворце имени Кирова, мы с женой были безработными, и, от нечего делать, просто так болтались по улицам города. Однажды, увидев афишу, я предложил жене сходить на концерт заезжей вокально-инструментальной группы.
Концерт должен был состояться во Дворце имени Дзержинского. Деньги у нас были, только вот билетов в кассе уже не было.
У меня, вдруг (не иначе - Ангел-хранитель подсказала), мелькнула шальная мысль: а почему бы не попробовать пройти во Дворец без билетов?
Мы, с моей девочкой, подошли к тётке, которая проверяла билеты, и спокойно прошли мимо неё во Дворец. Тётушка была словно загипнотизирована кем-то неведомым.
Похожую ситуацию я недавно увидел в сериале «Невский», в 18-й серии 4-го сезона.
Там полковник милиции в отставке, Сергей Борисович Семенчук (актёр - Юрий Архангельский), командир группы «Архитекторов», демонстрирует майору Павлу Семенову (актёр - Антон Васильев) способ проникновения в охраняемые здания, которому его обучили ещё в Союзе, в КГБ. (Смотрите 18-ю серию с минуты 8:22 до минуты 8:59, а также с минуты 9:44 до минуты 10:46 и с минуты 11:54 до минуты 12:15).
Но меня-то никто никогда не обучал этим навыкам в Комитете Государственной Безопасности!
Как нам удалось пройти, - я до сих пор не понимаю. Похоже, проявились какие-то особые, мне самому не известные возможности человеческого мозга.
...Эти-то самые скрытые возможности понадобились в полной мере тогда, когда меня "посадили на парнас".
Кроме игры на на бас-гитаре, нужно было всё время "сканировать" публику в зале. Это было нужно для того, чтобы знать - с кого можно брать деньги, а с кого - категорически нельзя.
...Сидит мужик с подружкой, квасит по полной. А потом подходит ко мне, даёт 3 рубля, и просит для дамы исполнить её любимую песню. Прежде, чем взять деньги, я должен был быть абсолютно уверен в том, что он действительно пьян, а не изображает пьяного и не делает "контрольную закупку".
...Другой же, приличный молодой человек в костюме, в белой рубашке с галстуком, в компании двух таких же парней, половину вечера пьет только чай или сок. Ест очень мало. А потом вдруг подходит к оркестру, суёт 3 рубля и пытается заказать песню.
Таким подозрительным клиентам я сразу отказывал. Начинал плести сказки про утвержденную программу, отступать от которой мы не имеем права. Или предлагал ему исполнить его любимую песню после окончания работы оркестра и за пределами кабака.
Шеф группы, слушая меня, только смеялся и крутил головой: "Ну ты и даёшь, парень!" - говорил он иногда. Но обязанности обеспечить приток левых денег, он, ни в коем случае, с меня не снимал.
...Работать в ресторане было не скучно. Я бы даже сказал - было весело. Особенно в те часы, когда подвыпившая толпа заводилась, а заказы песен сыпались один за другим.
В ансамбле ресторана «Камские огни» действовал сухой закон. Правда, не слишком строгий. Наркотой мы тоже не баловались. Но в указанные часы мы впадали в эйфорию, которая, как известно, «является составной частью синдрома наркотического опьянения, включает в себя не только эмоциональные изменения, но и целый ряд психических и соматических ощущений, чувствований, за счёт которых достигается положительный эмоциональный сдвиг» (материал из Википедии). Короче - мы тоже «балдели», в месте с толпой.
Статья была интересной? Поставьте лайк и подпишитесь на канал.
Я веду этот блог совсем не для того, чтобы удовлетворить зуд графомании. В моём возрасте - 74 года, жить мне осталось немного, а я хочу успеть показать Вам алгоритм включения социального лифта.
Комментарии только приветствуются. Хочется надеяться, что я смогу найти того Землянина, которому можно будет передать эстафету знаний о тайнах этого мира.