Люди делятся на два типа: склонные и несклонные к депрессии. Эта мысль пришла мне в голову совсем недавно, когда я анализировала своё окружение. Общаясь с людьми, которым специалист поставил диагноз "депрессия" и узнавая их истории, я не могла не сравнивать про себя их с жизнями людей, у которых психологических проблем нет. Что забавно: зачастую какой-то критической разницы в вводных я не заметила. На истину в последней инстанции не претендую, это просто наблюдение, основанное на достаточно немногочисленной выборке. Но тем не менее.
Самое сложное в депрессии - осознать, что с тобой что-то не так. Я долгое время была окружена бодрыми, активными и инициативными людьми без каких-либо психологических проблем. Они легко переживали жизненные перипетии, решали вопросы, жили полной жизнью. Многие из них и по сей день замечательные мои друзья. И глядя на них я постоянно чувствовала себя "не такой", "бракованной".
"Вот у них же всё получается, на все задумки есть силы. И на викторины, и на озёра с палатками, и собраться компанией в настолки поиграть, и всё за одни выходные? Да без проблем! А почему я так не могу? Почему у меня ни на что нет сил и мотивации?" Это было для меня настоящим Дамокловым мечом, висящим без выходных и праздников над моей бедовой головушкой. Я думала, что со мной что-то не так, потому что все могут, все так живут, а я не могу.
А чуть позже в моей жизни начали появляться люди со схожими проблемами, в основном коллеги с работ и подработок. Изредка мы обсуждали состояние, бессилие, отсутствие настроения, и я поняла, что не так уж и одинока в этом явлении (позже некоторые из них попросили контакты моего психолога, и сейчас тоже работают над собой). Мне стало немного проще переносить подобные состояния. Несколько позже психолог рассказал мне, как это работает и почему такое случается. Принять себя и свою "ненормальность" стало легче. Теперь я почти не стесняюсь своих "приступов горизонтальности", когда хочется лежать в постели весь день и всё делать лёжа. Я начала учиться пользоваться запасами сил и энергии (которые, стоит отметить, за это время ощутимо увеличились), и могу себе позволить полноценно проводить время с моими активными друзьями.
Сытый голодного не поймёт - это самое подходящее на мой взгляд описание данной проблемы. Людям с депрессией и дефицитом внутреннего ресурса не понять здоровых людей, а здоровым людям сложно понять тех, кто не способен жить в режиме электровеника и тех, кому постоянно требуется "подзарядка". Они будто живут в разных мирах, и миры эти имеют мало общего. Но самым лучшим и единственным разумным способом решения этой проблемы я считаю старый добрый разговор словами через рот. Пока люди не начнут друг с другом говорить, недопонимание не исчезнет.
В начале этого года я поднимала вопрос депрессии и сопутствующих состояний в разговоре с молодым человеком, мы часто дискутируем на разные темы. И по ходу разговора выяснилось, что он в принципе не понимает, как можно постоянно находиться в подавленном состоянии. Любопытства ради я дала ему пройти тест Бека, который на одном из первых сеансов давала мне мой психолог. Результат - 5 баллов из 60, отсутствие депрессивных симптомов (для сравнения, мой первый результат был около 32 баллов, тяжёлая депрессия). Я не была удивлена такому его результату, но молодого человека впечатлило. Один из первых вопросов, который он мне задал, звучал примерно как: "Но там ведь порой такие кошмарные варианты ответов, как на полном серьёзе можно так себя чувствовать много времени подряд?". А я прекрасно понимала, как.
Мы с ним достаточно разные. Он спортивный, фанат активного отдыха, интересуется всем на свете от искусства до высоких технологий и совершенно не склонен к депрессии, а я предпочитаю более спокойный досуг и, будем честны, крайне не люблю лишнюю физическую активность. Он долгое время считал меня ленивой задницей, как-то даже пытался заставить меня делать с ним зарядку, чем довёл меня до истерики - а это для меня очень редкое явление - и если изначально, когда он узнал о моей депрессии, настроен он был скептически, то после этого теста заинтересовался. Мы долго говорили о том, как проходят сеансы, что именно даёт работа с психологом, как работают антидепрессанты. После этого разговора он стал вдумчивее и серьёзнее относиться к моему настроению и желаниям, перестал давить и навязывать свои идеалы. Ну а мне стало проще быть собой, в атмосфере понимания находиться гораздо комфортнее, потому я быстро пошла на поправку, и даже нашла несколько компромиссов в активностях, которыми нравится заниматься нам обоим. Большая часть моих загонов осталась позади, и сейчас мне даже немного дико вспоминать, что подобное вообще со мной происходило. Я безмерно благодарна ему за понимание и терпение, ведь помощь и поддержка близких ощутимо ускоряют возвращение к нормальной, полноценной жизни.
Спасибо.