Светлана вспомнила всё, что происходило в тот вечер до мельчайших подробностей. Слёзы она уже не прятала в мокрый платок Влада, капли капали с острого подбородка прямо на заострённые колени.
- Нагуляется и вернётся. Бывало же такое? - как будто оправдывая пропавшего мужа, утверждал полицейский, сидящий напротив. Он подгибал ноги под стул, потом менял их, заметно нервничая. Сегодня его маленькой дочери исполнилось пять лет - первый юбилей, жена просила вернуться домой раньше, чтобы успеть на торжественный ужин в кафе. Митрохин поглядывал на часы и постукивал карандашом по столу, ожидая, когда женщина поставит дату и подпись.
- Подписывайте, - поторапливал он.
Но Света никак не могла сконцентрироваться и остановить мысли. Ей всё казалось, что она что-то забыла. Какую-то важную деталь, которая сможет помочь отыскать ей пропавшего пять дней назад мужа.
- Здесь дата и вот тут подпись, - стараясь завершить приём, Митрохин указал два раза пальцем в лист, - если что-то вспомните, сразу записывайте, потом донесёте.
- Да?
- Конечно.
Света вышла из здания и остановилась на ступеньках лестницы. Утопающие в нежной зелени улицы излучали тепло и тонкий, едва уловимый аромат весенних цветов. Прохожие спешили и не замечали всего, что происходило вокруг. У всех своё. Свои дела, свои проблемы. Проблемы женщины, стоящей у отделения полиции, никого не интересовали.
Митрохин выскочил из здания и спускаясь, чуть задел Свету. Не извинился, бежал, торопился.
- Надо попросить заменить этого сотрудника, - подумала Света, - этому всё равно.
Света спустилась на первую ступеньку и вновь остановилась. Почти неделю она искала мужа сама. Ей казалось, что ничего плохого не могло произойти. Просто пошёл провожать друзей после вечеринки и не вернулся. Мало ли. Объяснит и всё вернётся на привычный круг.
Светлана дошла до подъезда и вновь неосознанно повернулась к подъездной двери спиной и пошла по привычному за эти пять дней маршруту. Шла медленно, разглядывая всё, что окружало, вглядывалась в лица прохожих, тех, кто сидит на лавочке или выглядывает в окно.
Её сознание в каждом встречном лице рисовало иллюзию. Но разум брал верх, и отклонял попытки наброситься на людей. Столбы и заборы пестрели объявлениями о розыске. Свете вдруг нестерпимо захотелось домой. А вдруг он там, пришёл, ждёт, а её нет.
В квартире были только дети и кот. Света села в прихожей на скамейку и закрыла глаза.
- Я картошку пожарил, - сказал старший сын, - Лёву накормил.
- Моло-дец, - протянула мать.
***
На следующей неделе пришёл молодой человек в полицейской форме. Долго беседовал со Светой, осматривая квартиру, расспрашивал, потом позвал десятилетнего Вовку и тоже задавал вопросы.
- Отец пил?
Вовка посмотрел на мать и пожал плечами.
- На праздниках, а так нет.
- Ты на мать не смотри, мне для полноценной картины нужно всё знать. Мама может специально выгораживает отца. Может бил тебя или мать?
- Нет! - почти закричал Вовка.
- Хорошо, - полицейский продолжал заполнять документы. Потом, не поднимая головы, пробурчал себе что-то под нос и захлопнул папку.
- Я с вами, - заторопилась мать.
- Куда?
- По маршруту.
- Хм, - усмехнулся мужчина.
- Пройдёмте, если хотите.
- Хочу, - ответила Светлана.
Они вышли из подъезда и пошли по дороге. Полицейский мерил расстояние широкими спешными шагами. Света не понимала этой прыти. Сама она всегда рассматривала всё вокруг, изучая местность и не торопилась.
Они вместе дошли до подъезда соседей.
- Ну вот.
- Что вот? - поинтересовалась Света.
- Нет его.
Свету чуть не прошибло током от этих слов.
- Всё? На этом розыск завершён? - с недоверием задала она вопрос.
- Официальный ответ для вас подготовлю после получения дополнительной информации и опроса остальных свидетелей по делу.
- Я попрошу, чтобы назначили другого сотрудника вместо вас.
- Ваше право. Я отработал. Запросы разослал, на местности ознакомился.
Света отвернулась и пошла домой.
У подъезда вокруг полуоткрытого люка на проезжей части стояли соседи.
- Опять люк открылся и никому нет дела.
- Как нет, Михайловна, вот я сейчас поправлю. Делов то.
- В управляющую компанию три раза уже за этот месяц обращалась. Тут люк менять или ещё что делать надо. А если дитё свалиться?
- Держите дитё при себе. Делов то.
Света прошла мимо собравшихся, поздоровалась.
- Светкин то вернулся?
- Нет. Говорят, в милицию заявила, вот только с кем-то в форме выходила.
- В полицию, Михайловна. Сейчас полиция.
- Да загулял, поди, с друзьями или к бабе другой ушёл.
- Влад? Да нет. Он тихий, спокойный.
- Светка вон ходит белая вся уже неделю. Детей забросила. Мужика своего ищет.
- Да...
- Да...
***
Света не спала в ту ночь. Полумрак в комнате иногда разбавляло красное пятно на стене. Пятно было не больше двухрублёвой монеты. Ярко горело, потом сжималось до точки. Затем снова. Света сама сжималась с этой точкой. Потом точка вдруг улетала и пропадала. Тогда Светлана закрывала глаза, проваливаясь в сон. Ожидание и неведение сжигали её изнутри. Иногда ей казалось, что Влад спит рядом, она сворачивалась клубочком и пододвигалась ближе, ближе, пока не чувствовала край кровати.
В непродолжительных повторяющихся снах Света видела мужа. Вновь тот радостный вечер. Приятная музыка, друзья, накрытый стол. Влад выпил чуть больше обычного и пошёл провожать друзей до подъезда. Светлана видела, как они расстаются, и Влад удаляется по дороге домой. Оборачивается и машет ей: "Я рядом!". Потом у подъезда Света точно рассмотрела странного мужчину в погонах. Она обратилась к нему и когда он поворачивался, то форма впереди оказывалась совсем не формой, а длинным чёрным платьем.
***
Прошёл год.
Ручьи довольно журчали, устремляясь по склону тротуара в одну большую грязную лужу. Водостоки от домов, забитые мусором и прошлогодними листьями, не вмещали переизбыток влаги и захватывали всю близлежащую территорию.
Двор наполнялся водой. Лужи увеличивались и соединялись в единое водное пространство. Отправленные разгонять воду работники управляющей компании, как воробушки сидели на спинке скамейки, размахивая иногда руками и обсуждая с чего начать работу. Только у одного из трёх работников были резиновые сапоги. Ему и предстояло начать борьбу с весенней распутицей первому.
Дошло время и до колодца, у которого всё время приоткрывался люк. Там и нашли Влада год спустя. Выяснится это только через два месяца, после проведения нескольких экспертиз. Но по двум вещам: крестику и кольцу с гравировкой Света поняла всё сразу.
На следующий день, собираясь в полицию, Света вышла из дома и остановилась у огороженного треногой открытого люка. Много сотен раз она проходила мимо. Сначала каждый день, потом реже. Но не было ни одно дня, чтобы она так или иначе не искала мужа.
"Рядом был. Снился. Совсем рядом".
И сейчас не было в её душе спокойствия, она перестала его испытывать ещё год назад. Поиски давали надежду. Такую нужную, чтобы жить дальше. Но сейчас появилось новое ощущение. Осознание безысходности. Осознание невосполнимой потери.