Шпрехенфюрера впервые стало жалко
После последнего интервью с Натальей Влащенко Тараса Креминя стало жалко. Очень сложно быть последовательным, когда ты живешь в мире двойных стандартов и «политической шизофрении». Языковой омбудсмен уворачивался от каверзных вопросов как мог, но в некоторых моментах он нервничал настолько, что у него даже дергались уголки рта.
Кратко разберем, что же так встревожило нашего мовозащитника.
Законы для спортсменов и артистов
Одной из тем эфира была ситуация с прыгуньей Ярославой Магучих, которую затравили за объятия с российской спортсменкой. Креминь открестился тем, что спорт — не его парафия, однако высказался за то, чтобы дипломатия на международном уровне соблюдалась согласно официальной политике государства.
«Я смотрел бой греко-римской борьбы в 2008 году между представителями России и Грузии. Когда грузин его победил, он не подал ему руки, а напомнил, что не поддерживает российскую агрессию и будет в спортивный образ защищать свой народ. Вопрос субординации к своим гражданам определяется в том числе и позиционированием к представителям тех стран, которые были представлены на соревнованиях. Я не разделяю принципов объятий, рукопожатий и многое другое в публичной плоскости под флагом Украины», — говорит он.
Похожее мнение омбудсмен разделяет и касательно музыкантов. Ситуация с Green Grey его не смутила, что неудивительно. Однако на вопрос о том, почему Святославу Вакарчуку можно выступать перед российскими олигархами во время Иловайска, а Ани Лорак нельзя давать концерты в РФ, Тарас Дмитриевич не смог ответить прямо. Он перешел на то, что проблемы в обществе — не сегодняшние, что есть «хронические болезни», которые нужно лечить постепенно. И вообще, в Украине есть сотни музыкальных коллективов, которые смогут успешно выступить на Дне Независимости.
Также Креминя поставил в тупик тезис о том, почему талантливым режиссерам не дают работать в Украине, но при этом щедро финансируют посредственного Олега Сенцова, зарекомендовавшего себя как патриота.
«Нужно трудиться над тем, чтобы люди не уезжали из страны, а наоборот приезжали», — заявляет омбудсмен. Как этого добиться? Ну, как-нибудь.
Законы для депутатов
Как мы уже убедились, Креминь довольно строг к представителям гуманитарной сферы, спортсменам и рядовым гражданам. А вот на депутатов его пыл почему-то не распространяется. Здесь в языковом законе белое пятно.
«Этому посвящен отдельный закон «Про статус народных депутатов в Украине». Один из первых пунктов — придерживаться КУ. Поэтому вопрос использования языка во время официальных мероприятий, пленарных заседаний, заседаний профильных комитетов и во временных следственных комиссий — это и следование закону о языке».
На вопрос о том, почему из указа убрали норму, касающуюся именно депутатов, у Тараса Дмитриевича не было ответа. Он стал говорить о том, что Конституция должна быть гибкой и что языковой закон неоднократно выхолащивали, чтобы он стал удобным для всех. Но почему-то он оказался удобным для людей, сидящих в Верховной Раде. Надо же, как интересно получилось!
К слову, Креминь часто апеллировал к КСУ и ему пришлось согласиться с тем, что он поддерживает его решение. Хотя, сейчас Конституционный суд — одна из главных мишеней для «соросят». И омбудсмен, как выпускник киевской школы «Аспен-Украина», не может этого не знать. Но, видимо, КСУ хорош, когда принимает удобные законы.
Немного о Беларуси
Креминь также высказался и о вчерашней пресс-конференции с Лукашенко. Как всегда, президент Беларуси подвергся критике за тоталитарную политику. Одним из ее проявлений, по мнению омбудсмена, стало исключение из школьной программы книг Алексиевич, Солженицына и Набокова. Внезапно шпрехенфюрер забыл о своих принципах и стал заступаться за автора «Архипелага ГУЛАГа», невзирая на имперские взгляды последнего.
«Нельзя исключать из школьной программы те тексты, которые вызвали общественный резонанс», — объясняет Тарас Дмитриевич.
Видимо, это распространяется только на писателей-антисоветчиков и общественных деятелей, выступающих против Путина. Запрещенные фильмы, вроде «Иронии судьбы», общественный резонанс не вызывают.
Заключение
Как видим, Креминю сейчас тяжело. Нужно как-то балансировать. Особенно, если ты — уроженец Николаева и полжизни проговорил на русском языке, а сейчас тебе приходится изображать из себя «щирого» националиста. К слову, Влащенко буквально загнала омбудсмена вопросом о том, в каком возрасте он перешел на украинский. Бедный сын писателя-диссидента не дал ответ даже с пятого раза.