Нет, я не о теории Большого взрыва, отнюдь. История об огурцах, банки с которыми иногда, бывает, взрываются:) Навеяно вчерашним комментарием о заготовках Аллы Бурчаловой (Ильиной):)))
Как не раз писала, с первых же дней семейной жизни мы поселились отдельно от родителей, в старом домике Колиной бабушки. Та как раз получила квартиру и они с дочерью, одной из Колиных тётушек, съехали, а на их место заселились мы.
В первый год мы ничего не сажали. Сначала сдавали школьные экзамены, потом были свадьба, поездка в родные места на Колыму, до посадок ли тут? Дачным урожаем делился папа, свекровь сделала для нас всяческие овощные и ягодные закрутки. Но на следующий год мы, изображая заправских огородников, под чутким папиным руководством, высадили всего понемножку, включая зеленый горох.
Это совершенно особое чувство – сорвать первые собственноручно выращенные огурцы! То, что у папы или свекрови на даче – это совсем другое. А тут! Помню, как мы устроили праздник первого огурца, какие-то языческие пляски, огурец дружно разделили между пришедшими в гости друзьями. А потом эти огурцы пошли как лавина, в день снимали по 15-20 штук, а на следующий – поспевала новая партия. Мы угощали всех знакомых и даже незнакомых, но огурцы в тот год шли у всех, какой-то суперогуречный год выдался. И Коля сказал: давай солить.
Его мама Ольга Николаевна предлагала свою помощь, но мы гордо отказались:
- Попробуем сами!
У мамы была книжка «Консервирование» какого-то прибалтийского автора, вот её-то мы и взяли в качестве руководства. Только не учли, что сорта огурцов, условия их произрастания разные, да и названия некоторых упомянутых приправ были нам незнакомы. В облюбованном нами рецепте были и знакомые названия, но данные ингредиенты в Якутске тех лет и днём с огнём было не сыскать: вишнёвый лист, малиновый лист, древесный лист… Но когда такие мелочи останавливали нас? Мы с Колей с энтузиазмом взялись за дело. Узнав о наших планах, тут же появились и помощники: Лёнька («я сто раз с мамкой солил огурцы!»), Вика («в каждом деле нужен научный подход!») и, конечно, Наташка, которая всегда была за любую движуху («даешь малосольные огурчики!»).
Итак, в один из августовских дней мы собрались на маленькой кухоньке нашего дома.
Огурчики мы заранее замочили в тазу с водой, как и было рекомендовано в книжке. Девчонки, Вика и Наташа, стали стерилизовать банки, я варила рассол, а Коля и Лёнька искали, что положить в банки вместо требуемых разных листов, о которых я написала выше. Я только и слышала:
- Чеснок! Перец горошком!
- Во, гвоздика какая-то!
- Не, не надо гвоздику, она воняет!
– Может, лаврушку тогда?
- Погоди, а где укроп?
- У нас в морозилке, мы его заморозили.
- Не, у мамки не такой укроп, я ей сейчас позвоню, спрошу. Во! Мамка сказала, зонтики укропа, а не сам он.
- Ну и где мы эти зонтики сейчас возьмем?
- А что такое корица? Её можно в огурцы?
В общем, скоро ребята притащили кучу всего, что, по их мнению, годилось для засолки огурцов. В довершение ко всему Лёнька принёс со двора веточки красных ягод.
- Ты уверен, что они съедобные? – Наташка с сомнением посмотрела на Лёньку, - Точно?
Лёнька только кивал головой:
- Конечно! Это бузина, у меня мама знаешь, какие пироги с бузиной печёт!
Кустарники с красными ягодками росли у нас во дворе, но ягоды мы никогда не ели. Но раз тётя Валя печёт с ними пироги, значит, нормально! Мы довольно быстро закончили закатывать банки, получилось пять 3-литровок.
- Через недельку будем пробу снимать, - довольно улыбался Лёнька, - Я свежей картошки к ним наварю! (картошку мы не сажали, места не было).
Договорились с друзьями, что они приедут к следующим выходным.
За день до назначенной встречи я вешала во дворе постиранное бельё, Яна спала тут же в коляске. Коля уехал помочь моему папе, как раз скоро должен был вернуться. И вдруг раздался грохот, сначала одиночный, затем ещё и ещё. В доме что-то взрывалось. Я схватила коляску с мирно спящей дочкой и выскочила за ворота. Там нас спустя сорок минут и нашёл Коля:
- Вы чего тут сидите?
Я заплакала:
- Наш дом взорвался, мы еле успели убежать, - а когда Коля со словами «сейчас посмотрим» двинул в сторону дома, схватила его за рукав, - Не ходи!
- Тихо ведь, - успокаивал меня Коля, - Всё, что могло, уже взорвалось. Да и чему там взрываться, даже печка не топлена. Сидите здесь.
Через несколько минут он, улыбаясь до ушей, высунулся из-за калитки:
- Отбой троевоги! Ничего страшного, взорвались огурцы!
С одной стороны, мне было жалко наших трудов и пропавших огурцов, с другой, была просто счастлива – дом цел и сохранен. Мы быстро убрали весь беспорядок, потом Коля позвонил родителям.
На следующий день Лёнька, Вика и Наташка приехали к нам «на огурцы». Ели и нахваливали:
- Ай да мы, ай да молодцы! Как вкусно-то получилось!
Мы с Колей друзей не переубеждали, важно кивали головами: да, знатные огурцы! А что, свекровь Ольга Николаевна всегда была (и есть!) мастерица делать закрутки😊
P.S. Хорошо, что наши огурцы тогда взорвались. Потому что красненькие ягодки, которые мы сунули тогда в банки, это была красная бузина, которая в отличие от съедобной чёрной, является чистым ядом. Правда, узнали мы об этом немногим позже…