Найти в Дзене
Фарватер Истории

Генерал Юденич. Часть 1 – Герой Кавказа

Николай Николаевич Юденич по статусу, званию, положению был самым видным из лидеров Белого Движения. Каледин до Февральской революции командовал армией, Корнилов и Май-Маевский – корпусами, Деникин и Краснов – дивизиями, Врангель, Марков – полками. Анненков, Семенов, Унгерн, Шкуро, Слащев вообще сотнями. А Юденич генерал от инфантерии, то есть равнозначен генерал-полковнику, до Февральской революции командовал Кавказской армией, которая, по сути, была отдельным фронтом. Причем эта армия в отличие от других не потерпела поражений. Если сравнивать флот и армию, то равнозначен ему по статусу и положению, лишь Колчак, до революции командовавший Черноморским флотом. Николай Юденич родился 18 [30] июля 1862 года в Москве. Из белорусских дворян. После учебы в Александровском военном училище – прапорщик Литовского гвардейского полка. Прошел все армейские должности и звания, закончил Академию Генерального штаба. В 1894 году подполковник Юденич участвовал в Памирской экспедиции в должности начал

Николай Николаевич Юденич по статусу, званию, положению был самым видным из лидеров Белого Движения. Каледин до Февральской революции командовал армией, Корнилов и Май-Маевский – корпусами, Деникин и Краснов – дивизиями, Врангель, Марков – полками. Анненков, Семенов, Унгерн, Шкуро, Слащев вообще сотнями. А Юденич генерал от инфантерии, то есть равнозначен генерал-полковнику, до Февральской революции командовал Кавказской армией, которая, по сути, была отдельным фронтом. Причем эта армия в отличие от других не потерпела поражений. Если сравнивать флот и армию, то равнозначен ему по статусу и положению, лишь Колчак, до революции командовавший Черноморским флотом.

Николай Юденич родился 18 [30] июля 1862 года в Москве. Из белорусских дворян. После учебы в Александровском военном училище – прапорщик Литовского гвардейского полка. Прошел все армейские должности и звания, закончил Академию Генерального штаба. В 1894 году подполковник Юденич участвовал в Памирской экспедиции в должности начальника штаба Памирского отряда.

-2

Командуя 18-м стрелковым полком, участвовал в русско-японской войне. Принимал участие в сражении при Сандепу, где был ранен в руку, и Мукденском сражении, в котором был ранен в шею. Из-за этого ранения у Юденича была необычная манера: при разговоре он поворачивался к собеседнику всем телом.

Трусоватый генерал Мышлаевский
Трусоватый генерал Мышлаевский

Взлет воинской карьеры начался с началом Первой мировой войны. Он был начальником штаба Кавказкой армии когда осенью-зимой 1914 года турецкие войска начали наступление на Сарыкамыш. Бои приняли ожесточенный характер. Турки продолжают непрерывно атаковать. И кажется что их победа близка.16 декабря они врываются на окраины Сарыкамыша. Командующий Кавказским фронтом генерал Мышлаевский, за день до этого, трусливо бежит на автомобиле в Тифлис. Там, впав в паническое настроение, отдает приказ об общем отступлении. Оставшийся в районе боевых действий генерал Юденич возглавил оборону. В жестокой схватке турок выбивают из города. И в то время, как в Тифлисе считали Кавказскую армию погибшей у Сарыкамыша, Юденич нанес смертельный удар 3-й турецкой армии.

-4

19 декабря русские войска и снежные бури полностью окружили 9-й турецкий корпус. Его остатки после упорных трехдневных боев капитулировали. 25 декабря, генерал Мышлаевский отстранен от командования, командующим Кавказской армией становится генерал Н.Н. Юденич, который отдает приказ начать контрнаступление. В результате войска Энвер-паши потеряли убитыми, замерзшими, ранеными и пленными 78 тыс. чел. (свыше 80% состава). Потери русских составили 26 тыс. чел. (убитые, раненые, обмороженные). Так закончилась битва под Сарыкамышем, начавшаяся катастрофически для русской армии и закончившаяся блистательной победой. Поражение турок было сокрушительным. Граф Воронцов-Дашков «признал, что в исключительно трудной обстановке генерал Юденич спас положение и вопреки приказу генерала Мышлаевского своим волевым стремлением к победе достиг ее, несмотря на более чем двойное превосходство турок».

В апреле-мае 1915 года русские войска Юденича совместно с добровольческими армянскими отрядами сняли турецкую осаду с города Ван. В июне турки начали наступать под городком Алашкерт, но безрезультатно. В июле под городом Манцикертом русские войска тоже предприняли наступление, взяли город, но развить успех не смогли. И у русских и турок просто не хватало войск и боеприпасов для крупных масштабных операций. Для России Кавказский фронт был второстепенным и потому туда подкрепления шли в последнюю очередь, что оставалось после снабжения германского фронта. Да к тому же командующему на Кавказе генералу Н.Н. Юденичу пришлось выделить из состава фронта значительные силы для отправки в Иран – русский экспедиционный корпус генерала Баратова.

Но тем не менее в январе 1916 года Юденич начинает Эрзурумскую операцию целью которой было занятие мощного укрепленного района с городом-крепостью Эрзурум. Эрзурум, ныне Эрзерум, был воротами в Пассинскую долину и на Евфрат. В Эрзуруме сходились пути на Батум, Альты и Ардаган, на север шли дороги к Трапезунду и Ризе, на юг к Мушту и Битлису. По сути, город связывал воедино весь турецкий фронт на Кавказе, позволял оперировать силами и резервами, здесь находились центр управления турецкими силами на Кавказе, здесь были главные тыловые базы и склады.

9 февраля Юденич собрал на обед всех командиров частей. Все приготовились к долгому совещанию, к призывам, детальным разборкам и громким патриотическим словам. Но командующий был краток: «Получили мой приказ о штурме Эрзерума? Так вот назначаю часом начала атаки 8 часов вечера 28-го января». И замолчал. Вот и вся речь перед важной операцией. Он всегда был молчалив и немногословен.

-5

16 февраля 1916 года мощный Эрзурумский укрепрайон пал. Потом были успешные бои под Ваном, взятие Трапезунда. То есть когда на германо-австрийском фронте русские армии вели бои с переменным успехом, на Кавказе были одни победы. Конечно турков не сравнить с немцами, но тем не менее это были храбрые бойцы, доказавшие свою боеспособность при отражении десанта союзников на Галлиопольский полуостров.

После Февральской революции Юденич назначен главнокомандующим Кавказским фронтом. Но ненадолго. Вступил в жесткую конфронтацию с военным министром Керенским, которого откровенно презирал. За саботаж приказаний Временного правительства в мае 1917 Юденич был отправлен в отставку.

Покинув Тифлис, Юденич поселился в Петрограде. По воспоминаниям жены Юденича Александры Николаевны, он как-то зашёл в банк, чтобы взять какую-то сумму денег из своих сбережений. Служащие банка, узнав его, посоветовали немедленно взять все деньги на руки и продать недвижимость. Юденичи продали дом в Тифлисе и земли в Кисловодске. Эти средства обеспечили их на некоторое время вперёд, в том числе и начало периода эмиграции.

После Октябрьской революции Юденич нелегально проживал в Петрограде. скрываясь на верхнем этаже в доме на Петроградской стороне, под охраной дворника, бывшего фельдфебеля, который служил с Юденичем ещё в Памирской экспедиции.

Александра Николаевна Жемчужникова - жена генерала Юденича
Александра Николаевна Жемчужникова - жена генерала Юденича

Осенью 1918 он с женой, под чужими документами, смог перебраться в Гельсингфорс (Хельсинки). В Финляндии на него сразу вышли лидеры «Русского комитета» претендовавшие на роль Российского правительства. Они провозгласили его в январе 1919 года лидером Белого движения на Северо-Западе России, предоставив ему диктаторские полномочия. И здесь начинается его главная стезя жизни: нелегкая, успешная и неудачная, которая вписала его имя в историю. В советской историографии имя Юденича упоминалось лишь в негативном контексте. Про его блистательные победы на Кавказе не упоминали и вообще про боевые действия там особо не распространялись – они все были связаны с Юденичем. Говорили только о его командовании Северо-Западной белой армией и о наступлении на революционный Петроград. Но впрочем, это другая история, о которой расскажем в ближайшее время.