Сегодня, а также во всех ближайших выпусках будем говорить непосредственно об упражнениях, и о том, на что тренеру необходимо обратить внимание, чтобы обучение игре 1 на 1 было наиболее интересным и эффективным.
Прежде чем перейти к упражнениям, обязательно прочитайте предыдущую статью. В ней я раскрываю основные понятия и принципы, которым тренер должен следовать при планировании и проведении подобных занятий.
Сегодня речь пойдёт о возрасте, в котором дети впервые приходят на занятия по футболу (чуть раньше мы с вами договорились считать таковым возраст 5-6 лет).
Если в статье про сохранение мяча мы говорили, что это действие тренируется с самых первых занятий футболом (так как учимся просто не бить мяч слишком далеко), то мы не можем это повторить применительно к нашей сегодняшней теме. Так как игра 1 в 1 - более сложное действие как в координационном, так и в техническом плане. Для того чтобы учиться обыгрышу непосредственно с мячом, сначала нужно научиться не отпускать мяч далеко от себя, а также пробовать менять направление движения во время ведения, чтобы у детей было понимание что и как нужно для этого сделать.
С чего начать?
Так как успех в обыгрыше в большей степени зависит не от технической стороны, а от умения оценивать окружающую обстановку, принимать решения, а также смелости и наглости обмануть соперника, то этому и нужно уделить внимание в первую очередь. А это как раз и можно делать с самых первых занятий.
Как мы с вами уже знаем, оценивать ситуацию и даже принимать решения дети учатся во время подвижных игр. Вы и сами можете рассказать достаточно примеров таких игр. Здесь же приведу достаточно простую, но с её помощью можно учить детей не только видеть и оценивать окружающую обстановку, но и обманывать соперника и менять направление движения.
- Ещё раз скажу, что это очень простая игра. И наверняка вы её уже не один раз проводили на тренировках. Называть её можно по-разному. Кто-то придумывает названия для игр и упражнений на занятия данного возраста, лично я представляю их просто играми, в которых у детей будут определенные роли и обозначенная цель.
Здесь игроки в центре - защитники. Их задача - осалить как можно больше ребят, которые будут перебегать на другую сторону. А задача всех остальных игроков - как раз-таки перебежать на другую сторону площадки, причём сделать это так, чтобы не быть осаленным защитником.
Игроки начинают бежать одновременно. Обычно на 2 защитников бегут 4 (±1) игрока. Желательно за одно занятие дать попробовать сыграть всем ребятам в роли защитников.
Если мы только знакомимся с этой игрой, то в паузе тренер может рассказать и даже поспрашивать детей о том, на что нужно обратить внимание в этом упражнении:
“Что нужно делать, чтобы вас не осалил защитник?”, “Как мы можем обмануть защитника?”, “Нужно ли сразу бежать как можно быстрее, или лучше посмотреть на защитников и подумать, когда и куда лучше бежать?”.
- Ещё одно упражнение, которое я использую для обучение начинающих детей. Когда мальчишкам или девчонкам ещё тяжело играть 1 на 1 против друг друга, тренер выступает в роли идеального соперника. У игрока есть два варианта для того, чтобы забить гол, но тренер может закрывать одни из ворот. Это хороший пример для ребёнка, у него всегда есть возможность изменить направление движения и за счёт этого обыграть своего соперника.
Тренер здесь выступает активным участником процесса, поэтому, если он видит, что кому-то нужна помощь в выполнении, то он может создать более комфортные условия и подсказывать непосредственно во время выполнения. Или тренер может наоборот усложнить упражнение, передвигаясь и мешая более активно, если видит, что ребёнок понял смысл и хорошо выполняет задание.
- Для того, чтобы пробовать менять направление, а также делать это с мячом часто использую следующее упражнение. Догонялки вокруг квадрата со стороной 1 - 1.5 метра. Уверен, что многие делали это упражнение. После того, как дети освоили эту игру, можно добавить мяч обоим игрокам, чтобы каждый ребенок мог попробовал менять направление своего мяча и чтобы догнать партнёра, и чтобы убежать от него.
Нормально, что дети сперва начнут просто бегать по кругу, устроив соревнование в скорости. Тренеру стоить дать детям возможность попробовать, не прерывать сразу. И потом, в паузе, с использованием вопросов (похожих на те, что показал выше), помочь детям понять, как можно догнать другого игрока за счёт смены направления и даже обманных движений.
- И ещё одна игра, которую хотел бы предложить, я называю “Кошки-мышки”. Хотя кто-то так называет предыдущую, но на самом деле это совершенно неважно. Это упражнение также выполняется в парах. Задача “мышки” (убегающего) забежать в одни из двух ворот. “Кошка” (догоняющий) пытается догнать и осалить до того момента, как другой игрок забежал в ворота.
Это почти идеальная игра 1 в 1 для детей 5-6 лет. Она даёт возможность видеть два варианта для развития ситуации. Она позволяет потренировать обманные движения и смену направления, чтобы обхитрить “кошку”. Она предоставляет возможность принятия решения - как обойти соперника и в какие ворота забежать. Ну и наконец, она просто весёлая!
Это упражнение, так же как и предыдущее, лучше сперва сделать без мячей, а потом их добавить сразу обоим игрокам.
Что дальше?
Мы рассмотрели 4 различных упражнения на формирование способности играть 1 в 1 для детей 5-6 лет. Все они подходят для применения в первые 6 месяцев занятий. Естественно, это далеко не полный список, но даже на основе этих игр можно придумать ещё столько же для более интересных и разнообразных тренировок.
Не стоит забывать, что основную роль в формировании навыков и способностей играют не упражнения, а тренер. Насколько интересны его занятия и упражнения. Насколько он вовлечен в действия каждого ребёнка. Насколько он пытается не только донести до детей что, как и когда делать, но и побуждает самих ребят думать, размышлять и принимать решения.
В процессе занятий, даже в течении первого года обучения, у ребят получается всё лучше и лучше контролировать мяч, выполнять ведение с изменением направления, поэтому им становятся доступны упражнения с непосредственной игрой 1 в 1. Эти, а также более сложные игры для старших возрастов, представлю в следующий раз уже в видео формате.